Cпецпроекти

Как формируется стоимость билета и что будет с ценами после карантина


Слишком дорого или слишком дешево? Извечный вопрос как для организатора, так и для слушателя. Стоимость билета не берется с потолка. У каждого организатора свое методика подсчета, но цена всегда включает в себя множество показателей, на которые, как правило, повлиять нельзя.

В каждой стране и даже городе стоимость формируется по-своему. Гонорар артиста, стоимость аренды площадки, реклама концерта, оплата работы персонала, технический райдер (аппаратура, которую запрашивает артист), бронирование отелей, перелеты, юридическое сопровождение, страховка — все это входит в стоимость билета. Сверху закладывается прибыль организатора.

В процентном соотношении это будет выглядеть приблизительно так:

Цифры могут меняться на 5-10% в зависимости от ситуации. Но в любом случае доход организатора колеблется от 0% до 20% от общей стоимости билета. 

Концерт имеет смысл проводить в том случае, если ты уверен, что зал будет заполнен хотя бы на 50-70%. Закладывать более высокую посещаемость — очень рискованно. Более низкую — невыгодно.

Огромную роль играет логистика. В разных странах стоимость билетов на одного и того же артиста с одинаковой программой может отличаться – иногда на десятки долларов.

Разница связана с расстояниями и с косвенными заработками исполнителей. К примеру, если тур европейский, то все расстояния между городами будут достаточно короткими: от Берлина до Гамбурга всего 300 км. Не нужно проходить границу, а это тоже значительная экономия времени и ресурсов и другое налоговое обложение. 

Косвенные заработки зависят от заинтересованности артиста в рынке. Здесь большую роль играет инфраструктура продажи музыки и мерча. К примеру, после концерта в Варшаве артист получит 100 тысяч прослушиваний на стримингах, соответственно, и определенный доход. После концерта в Киеве — в лучшем случае 10К прослушиваний. Естественно, свои недополученные деньги артист попытается перекрыть повышением гонорара.  Вырастет и цена на билет.

Но даже если разница в цене билета на концерт в Киеве, Варшаве или Будапеште составляет 20-30 долларов, все равно дешевле будет сходить на концерт в родном городе. Другое дело, что есть артисты, которые в принципе не заезжают в Украину. Как правило, потому, что для них это чуждый и непонятный рынок. А что-то непонятное — это всегда риски. Риски никто не любит, поэтому либо повышается гонорар, либо артист просто не рассматривает нашу страну. 

Эта ситуация с каждым годом все больше меняется и мы как организаторы играем в этом не последнюю роль. У нашего рынка на самом деле огромный потенциал, и все больше артистов это понимает.

Фестивальная история совершенно иная. Аудитория в десятки раз больше, чем сольного концерта, так что растет и выручка. Кроме того, фестиваль зарабатывает на спонсорских контрактах, доходах от фудкорта и многих других источниках. Это совершенно другая экономика.

Впрочем, и артисты привозят другую программу. Фестиваль — это, как правило, сет на 40-50 мин для смешанной аудитории (мы не говорим о хедлайнерах, у них совсем другие условия). Сольный концерт — это всегда гораздо более интимный разговор со своим слушателей и более длительная программа.

В последние несколько лет гонорары звезд выросли в разы. Из-за них возрастали и цены на билеты. Вся индустрия говорила, что гонорары «перегреты». Что ж, теперь мы все получили «холодный душ» в виде карантина. 

Учитывая нынешнюю ситуацию в мире и почти полную остановку индустрии, связанную с ней, будет интересно, как это отразится на цене билетов в будущем. С одной стороны, льгот на аренду, налогов, других операционных расходов скорее всего не будет, то есть на этом организаторам сэкономить не удастся. С другой – все сейчас работают в режиме выживания, а это значит, что готовы будут идти на компромиссы. Не исключено, этот фактор может привести к снижению цен.

Автор Сергей Малецкий

Фото: концертное агентство H2D

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: