«Акцент»: японская культура в мелодиях 80-х и музыка будущего в исполнении компьютеров
В рубрике «Акцент» диджейка Masha Efy (DJBuro) исследует музыкальные тенденции методом объемной оценки, сопоставляя что-то только что возникшее с чем-то из прошлого или вообще оказавшимся вне времени.
Ностальгию – по месту, беззаботному времени или даже по вымышленным событиям – только ленивый не использовал как лейтмотив в творчестве. Безграничный доступ к информации дает возможность в любой момент вернуться к прошлому и создать на его основе новый мир.
Одного взгляда на японскую культуру достаточно, чтобы увидеть, как десятки новых микрожанров вдохновились поп-музыкой, использовав наработки для новых идей. Новый японский фанк, диско и хаус – оптимистичный, беззаботный, как когда-то звучал city pop, сопровождавший кризисную эпоху 80-х в Японии.
Новинка недели
Новый и второй по счету EP японского проекта Kamaida/MagoichiSuzuki звучит как сумасшедшая смесь евробита 90-х, мерцающего синти попа, научной фантастики и видеоигр. О проекте мало что известно, но продюсеру однозначно не по душе слишком серьезная музыка.
Kamaida/MagoichiSuzuki – Bと言っときゃなんとかなる
Kamaida/MagoichiSuzuki – The Melancholy of Kmki
Музыка, sci-fi и искусственный интеллект
А тем временем на юге Токио сейчас оживает научно-фантастический персонаж в виде огромного дроида, который возвышается на 60 футов над Японией. Робота RX-78-2 Gundam из мультсериала 1979 придумал режиссер аниме Есиюки Томино. Потом его анимировали Sunrise, а позже превратили в масштабную франшизу с более чем 50 фильмами, телевизионными шоу, мангой и видеоиграми.
Проект компании Gundam Factory Yokohama заключался в создании самого высокого робота в мире (и им удалось). После нескольких месяцев разработки этот бот в натуральную величину теперь может поворачивать голову, становиться на колени и даже ходить несмотря на невероятный вес в 25 тонн.
Любовь к роботам и искусственному интеллекту в Японии началась давно и проявляется в создании даже новых форм поп-артистов – вокалоидов (vocaloid).
Вокалоид – это программное обеспечение разработанное компанией Yamaha, которое создает и воспроизводит музыку, при этом поет как живой человек, кокетничает со зрителями и заводит толпу.
Хатсуне Мику, самый популярный Вокалоид в Японии, выглядит как персонаж из аниме, поет на японском и сотрудничает с известными музыкантами. Голосом Хатсуне стала актриса Саки Фудзита. Ее концерты обычно выглядят как EDM-рейвы и собирают стадионы.
Hatsune Miku – Rolling Girl – Live in Sapporo
Нетленная классика
Если EDM будущее в исполнении компьютерной программы настораживает, всегда можно вернуться к классике. Одним из продуктов оптимизма в японской музыкальной индустрии был City Pop – музыка, которая пришла в 80-ые и, несмотря на композиционную сложность, воспринималась как сюжет беззаботного кино.
В те годы самыми нетривиальными исполнителями урбан поп-музыки стали бывшие участники группы Happy End – Хосоно Харуоми и Рюити Сакамото, которые создали проект Yellow Magic Orchestra (YMO). В разгар популярности японского сити-попа они взяли на себя задачу создать что-то по настоящему нетривиальное, смелое. Влияние YMO простирается от детройтских техно-лаборантов до управленцев Майклом Джексоном и гениев вроде Уве Шмидта.
Yellow Magic Orchestra – Firecracker
Firecracker – один из моих любимых танцевальных хитов. Он стал пилотным в альбоме «YMO» 1979 года, на него сделали каверы Todd Terje и Khruangbin. Да и вообще весь альбом – шедевр.
Авторка: диджейка Masha Efy (DJBuro)