Спецпроєкти

«Акцент»: «бархатная» революция танцевальной музыки. Как зарождались техно и хаус и при чем тут Детройт?


В рубрике «Акцент» диджейка Masha Efy (DJBuro) исследует музыкальные тенденции методом объемной оценки, сопоставляя что-то только что возникшее с чем-то из прошлого или вообще оказавшимся вне времени.

Если рассуждать о месте силы для нестандартных и смелых идей, для второй половины XX века это, несомненно, Детройт. Кроме лейбла Motown в золотые 60-е и детройт-техно в пыльные 80-е, сотни, а, может, и тысячи артистов разных жанров и поколений выросли и прославили этот город.

Природным ресурсом стала танцевальная музыка как продукт культурно-социальной «бархатной» революции, впоследствии вдохновляющей продюсеров по всему миру. Эминем и Мадонна тоже оттуда родом, но сегодня не о них.

Новинка недели

«Я не делаю танцевальную музыку для широких масс, я делаю музыку для тех немногих, кто ее слушает», – сказал Кенни Диксон-мл.

Тем, кто попал на Лесной Причал 5 июля 2019, очень повезло. В этот день за пультом был Мудимен – один из самых загадочных и харизматичных продюсеров в хаус-музыке. Кенни «Moodymann» Диксон-младший вместе с коллегой по Motor City с начала 90-х, Тео Пэрришем, олицетворяет вторую волну Детройт-хауса. Он находит эмоцию в джазовых и соул-семплах, замедляет темп и превращает художественную зарисовку в альбомы, которые без труда выдерживают испытание временем.

На этой неделе на лейбле KDJ вышли 6 ранее неизданных работ в альбоме DEMOS, CASSETTES, ADATS & FLOPPIES PT​.​1.

Советую также послушать недавний лонгплей Taken Away, который вышел в мае 2020.

Музыка как манифест

Несмотря на то, что танцевальная музыка чаще хранит нейтралитет, пионеры Детройт-техно и хауса часто поднимали вопросы расовой идентичности и социальной несправедливости, и довольно откровенно. Новости и сейчас не устают напоминать об этом, а кино и музыка пестрят подтекстами.

В недавно попавшем в ротацию на Netflix кино «Sorry to bother you» главная героиня по имени Детройт олицетворяет наследие социального неравенства, но борется с ним с помощью творческих провокаций.

Настолько разные и по времени, и по звучанию, Мотаун саунд и Детройт-техно имели кое-что общее: в центре внимания всегда была отличная музыка и стремление изменить мир. В 1989 году три культовые фигуры в техно-музыке – Джефф Миллс, Роберт Худ и Майк Бэнкс – основали проект Underground Resistance. Имея политически радикальную позицию, они рассматривали свой проект как ответ на глубокую расовую и экономическую несправедливость – как в Детройте, так и за его пределами.

Цитируя Роберта Худа: «Техно – это движение. Это революция. Это культура».

Нетленная классика

Детройт, 60-ые. Самым масштабным событием, готовящимся потрясти мир, стало создание лейбла Tamla Records, впоследствии переименованным в Motown (motor and town). Композитор Берри Горди открыл компанию, которая намеревалась привести чернокожих исполнителей в музыкальный мейнстрим. Название стало олицетворением Детройта, а лейбл, без преувеличения, управлял этим городом, подписывая Стиви Уандера, Марвина Гея, Jackson 5, The Supremes и других будущих легенд.

Вдохновленные успехом соула, экспериментаторы готовили еще более радикальную трансформацию. Джордж Клинтон, основатель Parliament-Funkadelic, или сокращенно P-Funk, практически вывел фанк на уровень мейнстрима и, согласно многим источникам, повлиял на будущую техно-сцену Детройта.

Авторка: диджейка Masha Efy (DJBuro)

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь