Спецпроєкти

Украинский блогер прорекламировала косметику, которую придумал bit.ua


Редакция bit.ua провела журналистский эксперимент, в рамках которого хотела проверить, рискнут ли украинские блогеры своей репутацией, рекламируя товар сомнительного качества. Чтобы это узнать, мы создали собственный бренд косметики и предлагали блогерам прорекламировать его без всякой разрешительной документации. Четыре блогера заинтересовались рекламным предложением, не попросив сертификации на косметику. Одна прорекламировала «бренд» на своей странице в Instagram за почти тысячу гривен без всякой информации о продукте.

Как возникла идея?

Instagram – это пространство, в котором блогерская реклама законодательно не регулируется. Именно по этой причине в соцсети можно найти сотни рекламных интеграций блогеров с откровенно сомнительной продукцией: контрафактными товарами, несертифицированными препаратами или рекламой нелицензированных лотерей и казино.

Никита Завьялов
юрист Axon Partners
Реклама на улице и в этой соцсети отличается тем, что на условном рекламном билборде ты всегда видишь информацию о заказчике рекламы, его обязывает публиковаться закон, а в Instagram в лучшем случае можно встретить аккаунт с красной галочкой. Это еще не победа – в суде вы потратите много времени, чтобы доказать, что аккаунт Аллы Пугачевой – это аккаунт Аллы Пугачевой, а не ее менеджера.

Мы готовили желе на кухне

Чтобы проверить, как далеко могут зайти украинские блогеры в рекламе, редакция bit.ua создала собственный «косметический продукт» Jelly Pie. В течение двух месяцев мы изготавливали якобы косметическое желе и рекламировали его на новой странице в Instagram как «инновационную косметику».

Дополнительно также заказали накрутку подписчиков для страницы 1 200 аккаунтов-ботов обошлись всего в 300 гривен. Подготовка продукта стоила примерно 700 гривен. К этому чеку позже добавились еще расходы: заказанная реклама у блогера (980 гривен) и создание рекламной посылки с «косметическими продуктами» (около 700 гривен).

Марина Ансифорова
автор журналистского эксперимента
Себестоимость такого проекта удивительно низкая – около двух-трех тысяч гривен. Именно столько тебе нужно, чтобы создать и начать рекламировать свою косметику в Instagram. В нашем случае мы не тратили на оформление документов. Блогеры своей рекламой привели нам живых потенциальных покупателей.

Как не попасть на мошенников и уберечь себя?

У продавцов стоит спрашивать не только экспертизу косметики, но и сертификаты соответствия на ее конкретные ингредиенты.

Наталья Петрик
собственница хенд-мейд бренда косметики
Если вы поинтересуетесь сертификацией на конкретную партию товара, будет еще лучше, потому что экспертиза могла быть уже давно, а недобросовестный продавец за это время мог начать менять состав косметики в худшую сторону. Попросив и экспертизу, и актуальную информацию об ингредиентах последних партий товара, вы можете обезопасить себя от обмана.


Кроме документов на косметику, потенциальный покупатель должен также удостовериться в том, что знает, у кого покупает и за что платит.

Микита Зав'ялов
юрист Axon Partners
Первое, на что должен посмотреть покупатель, зайдя на Instagram-страницу любого бренда, – узнать, кто именно производит эту продукцию. Найти сайт, контакты, компанию-производителя, ее директора и учредителя. Если этой информации на странице нет, это повод бить тревогу

Если косметика, приобретенная у неидентифицированного продавца, нанесет вред, потребитель не сможет защитить себя, ведь, чтобы написать жалобу на производителя в Госпродпотребнадзор, надо знать данные компании.

После того, как уже нагуглили информацию о продавце, получили документы на косметику, стоит также зафиксировать, куда вы отправляете свои средства. В идеале оплата должна состояться на счет юридического лица или ФЛП. В назначении платежа следует четко указать номер своего заказа или за что именно вы платите. Если там просто написано «за крем», при возникновении спора в суде или где-то еще будет сложно доказать, что именно эту баночку с кремом кто-то вам отправлял.

Все эти шаги помогут любому потребителю обезопасить себя от сомнительных покупок в соцсетях и вреда, который может нанести продукция недобросовестных производителей, особенно если их активно рекламируют блогеры в соцсетях.

Более о результатах журналистского эксперимента можно узнать в видео.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram