Спецпроєкти

История космического туризма: от трагедии 1986-го до соревнования миллиардеров в 2021 году


Недавно космический туризм начал новую эру развития в освоении космоса. Рассказываем, как, когда и куда можно улететь, а также сколько это стоит.

Экскурс в историю

Первый неудачный

Реализовывать идею космического туризма начали еще в 1986 году. Тогда в космос хотели отправить туристку Шэрон Кристу Маколифф. К тому времени она работала учительницей и выиграла билет в конкурсе «Учитель в космосе». Полет кончился  трагически. Топливный бак шаттла взорвался уже на 73-й секунде путешествия. Весь его экипаж погиб. После этого в Америке запретили какие-либо путешествия туристов в космос.

Первый удачный

Первый успешный полет в рамках космического туризма состоялся в 2001 году. Туристом стал мультимиллионер Деннис Тито. В эти годы Америка все еще запрещала какие-либо туристические путешествия в космос, но Тито с 1991 года, незадолго до распада СССР, начал договариваться с Советским союзом о полете.

На тот момент денег в области космоса у России не было, а Тито в свою очередь предложил за полет 20 миллионов долларов. Россия не отказала.

28 апреля 2001 года Деннис Тито вместе с двумя космонавтами на российском космическом корабле «Союз» поднялся с космодрома «Байконур» на орбиту Земли. Там путешественник провел неделю. После этого произошло еще шесть успешных полетов на российском космическом корабле «Союз».

«Карандаши начали плавать в воздухе, и я видел черноту космоса и кривизну земли. Я был в эйфории. Это был самый яркий момент в моей жизни – исполнение мечты всей жизни. Тогда я знал, что ничто никогда не сможет превзойти это событие», — рассказывает Тито.

Последним к тому времени стал полет основателя Cirque du Soleil Ги Лалиберте. В 2009 году он купил билет в космос за 35 миллионов долларов. После того развитие космического туризма прекратилось. Некоторые проекты оказались сложнее, чем предполагалось. Их реализация заняла гораздо больше времени. Другие же проекты закрыли из-за невозможности их реализации.

Что такое космический туризм?

Космический туризм – это космические или суборбитальные полеты в развлекательных или научно-исследовательских целях. Основное условие состоит в том, что это должно происходить за частные средства. Следовательно, детская мечта стать космонавтом может стать реальностью.

Суборбитальный полет отличается от космического. Он предполагает вертикальный подъем на высоту около 100 километров с обзорностью примерно тысячу километров. Важно, что при этом летательный аппарат не выходит на орбиту.

Для размещения космических туристов предлагают два способа размещения:

  • Международная космическая станция;
  • космические отели.

Международная космическая станция – пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. Это совместный международный проект, над которым работают 15 стран: Бельгия, Бразилия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Германия, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. МКС является наиболее посещаемым орбитальным космическим комплексом в истории космонавтики.

Кроме того, в космическом туризме существует понятие – космический отель. Это орбитальная станция, предназначенная для обитания космических туристов и обслуживающего персонала индустрии космического туризма. Например, был отель Aurora, запуск которого планировали в 2021 году. Позже на сайте компании появилось сообщение, что проект закрывают.

Миссия SpaceX и ее туристы

Компания Илона Маска SpaceX 16 сентября 2021 года впервые отправила в космос полностью частный экипаж. Этот запуск уникален как для компании SpaceX, так и для всей мировой практики гражданского космического туризма. Экипаж состоял из четырех человек – двух мужчин и двух женщин.

  • Джаред Айзекман (основатель компании Shift4 Payments, он оплатил полет);
  • Сиан Проктор (исследовательница);
  • Хейли Арсено (сотрудница больницы);
  • Кристофер Семборски (инженер).

Во время полета туристы поднялись на высоту 575 километров над поверхностью Земли. Это выше даже телескопа «Хаббл» (540 км). На этой высоте космический аппарат облетел Землю 5,5 раза. Скорость, с которой двигался корабль, составляла 27 360 км/ч, что быстрее скорости звука почти в 22 раза.

Экипаж летательного аппарата провел на борту несколько видеотрансляций в соцсети, играл на укулеле, ел пиццу и наслаждался видом из большого купольного иллюминатора.

Одной из главных задач полета была благотворительность. Туристы передали средства для детской исследовательской больницы в Мемфисе. Участница полета Хейли Арсено имеет ограниченные возможности: в детстве она страдала раком костей, из-за чего ей ампутировали ногу. Сейчас у нее стоит протез. Своим примером она показала, что космос могут подчинить и люди с ограниченными возможностями.

19 сентября экипаж успешно совершил посадку на Землю.

Космические перелеты – Starship

Наиболее впечатляющим в развитии космического туризма станет многократный корабль Starship. В 2017 году Маск представил транспортную систему с использованием прототипа Starship для дальних перелетов на Земле. Планируется, что ракета должна летать со скоростью 6,9 км/сек через космическое пространство.

Возможности Starship:

  • добраться из Нью-Йорка в Лондон можно будет через 20 минут;
  • из Лос-Анджелеса в Токио – 40 минут.

Илон Маск рассказал, что цена билета для полета будет стоить в среднем, как путешествие на самолете в бизнес-классе. Планируется, что корабль сможет вмещать до 100 человек.

Уже продали первый билет для туристического путешествия вокруг Луны на корабле Starship. Ответный полет запланирован на 2023 год. Билет приобрел японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он планирует взять с собой несколько деятелей искусства, чтобы они получили порцию вдохновения и создавали новые произведения.

Джефф Безос и Orbital Reef

Частная космическая компания миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin запланировала создать к 2025-2030 годам коммерческую космическую станцию «Орбитальный риф». Станция будет работать как «бизнес-парк смешанного использования». Она будет предназначена для:

  • исследователей;
  • космических туристов;
  • бизнесменов;
  • клиентов компании.

На станции одновременно смогут жить до десяти человек. Компания Blue Origin утверждает, что оборудует станцию необходимыми жилыми, научными и многофункциональными модулями. Космическая компания Джеффа Безоса уже больше года занимается строительством станции. Blue Origin имеет партнеров в создании «Орбитального рифа» – Boeing, Sierra Space, Redwire Space и Genesis Engineering.

Впрочем, Blue Origin уже совершает туристические космические полеты. Еще в октябре корабль успешно взлетал в космос с четырьмя пассажирами. В состав экипажа вошел 90-летний канадский актер Уильям Шетнер. Он стал самым старшим человеком из всех, когда-либо летавших в космос.

Еще три члена экипажа:

  • Одри Пауэрс – вице-президент Blue Origin по полетам;
  • Крис Бошуайзен – бывший инженер NASA и соучредитель компании Planet Labs;
  • Глен де Ври – вице-президент французской компании Dassault Systemes.

Полет длился около 11 минут. На самой высокой пиковой точке туристы провели три минуты. Стоимость полета для космических туристов в New Shepard оценивается в 500 тысяч долларов.

Ожидается, что регулярные туристические полеты начнутся в начале 2022 года.

Кроме того, недавно Джефф Безос на форуме Ignatius Forum – 2021 заявил, что в будущем люди будут рождаться в космосе и будут приезжать на Землю только на выходные или каникулы.

«Земля может прокормить около десяти миллиардов человек. Нужно будет много работать для того, чтобы человечество могло расти без уничтожения планеты», – рассказывает Джефф Безос.

Как все развивается в Украине?

Появление космического туризма в Украине является реальной перспективой. Это дело не ближайших двух-трех лет. Глава Государственного космического агентства Владимир Тафтай считает, что эта перспектива может стартовать через десять лет.

Владимир Тафтай
Глава Государственного космического агентства
В ближайшей перспективе до десяти лет, я уверен, в Украине появятся соответствующие проекты. Здесь очень важен тот факт, что эти технологии каждый день совершенствуются. Думаю, что стоимость такого туризма будет существенно снижаться. До 2030 года у нас обязательно будет собственный украинский проект, который будет отправлять туристов в космос.

В Госкосмосе считают, что Украина найдет правильные технологии и методологии, чтобы конкурировать с американским космическим бизнесом и предлагать туристам конкурентоспособные цены.

Доступность космического туризма

Теперь очень сложно сделать космический туризм доступным для широкой аудитории. Специалисты считают, что через десятки лет путешествовать по космосу смогут позволить себе больше людей, чем сейчас. Точно сказать, когда это произойдет, невозможно. Основная проблема состоит в том, что космические корабли могут вмещать всего несколько человек.

Эти усилия требуют огромного количества топлива и энергии, чтобы поднять каждый фунт. Соответствующих технологий нет. Также нужно иметь значительный спрос на космические путешествия, чтобы заполнять эти места вне зависимости от цены. Единственный способ получить такой объем клиентов – сделать космический туризм частью транспортной сети», – рассказывает аэрокосмический аналитик Bank of America Рон Эпштейн.

Владелец американской космической консалтинговой фирмы Astralytical Лаура Форчик сравнивает космический туризм с авиаперевозками: «Например, раньше самолеты тоже перевозили малое количество людей. Представьте, какими были бы тарифы на авиаперевозки, если самолеты до сих пор перевозили бы всего несколько человек» .

Итак, космический туризм – действительно хорошо забытая старая отрасль, которая сейчас набирает новые обороты своего развития. Это отрасль, которая позволит людям воплотить мечту детства – стать космонавтом и которая поможет работать совместно во благо нашей Земли.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь