Спецпроєкти

Симуляция мира, философия человека и bullet-time. Вспоминаем культовую «Матрицу» и как она повлияла на культуру и науку


21 декабря в украинском прокате появится четвертая часть известной франшизы «Матрица» сестер Вачовски. Пока фанаты с нетерпением ждут продолжения киберпанковой антиутопии, мы вспомним, как оригинальная трилогия повлияла на мировую культуру, философию и науку.

Гипотеза симуляции и «Матрица»

Матрица повлияла не только на популярную культуру, но и философию и науку. Ученые задумались, может ли реальный мир быть компьютерной симуляцией. Конечно, тема виртуальности реальности существовала задолго до появления фильма «Матрица». Можно упомянуть произведения фантастов Филипа К. Дика («Убок», «Три стигматы Палмера Элдрича»), Станислава Лема («Футурологический конгресс»), Нила Стивенсона («Снегопад»). Также философы Чжуан-цзы и Декарт задумывались, является ли наша реальность сном. Солипсизм стал одним из индуистских течений. Последователи верят, что мы существуем во сне богов.

В 1998 году робототехник Ханс Моравек сформулировал «гипотезу симуляции». Позже шведский философ Ник Бустрем дополнил ее, отметив, что «технологически зрелая, постчеловеческая цивилизация будет обладать огромной вычислительной мощью». В результате возможен один из сценариев:

  • человечество не достигнет постчеловеческой стадии;
  • постчеловеческая цивилизация создаст симуляцию человеческого мира;
  • мы живем в одной из компьютерных симуляций.

Конечно, «Матрица» подняла «гипотезу симуляции» на новый уровень. Ею заинтересовалось все большее число ученых и даже городских сумасшедших. О гипотезах последних можете посмотреть документальный фильм «Сбой в матрице» Родни Ашера.

В июне 2016 года американский предприниматель Илон Маск заявил, вероятность того, что мы живем в компьютерной симуляции, составляет «миллиард к одному». Технический директор Google в сфере искусственного интеллекта Рэймонд Курцвейл предполагает, что, возможно, «вся наша Вселенная – научный эксперимент младшеклассника из другой вселенной».

«Космолог Алан Гут из Массачусетского технологического института считает, что Вселенная может быть реальной, но в то же время являться лабораторным экспериментом. Согласно его гипотезе, наш мир создан сверхразумом – подобно тому, как биологи выращивают колонии микроорганизмов. Нет ничего, что исключало бы возможность создания вселенной в результате искусственного Большого взрыва», – говорит Гут.

Видимо, у каждого из ученых найдутся свои аргументы.

Философия «Матрицы»

Матрица исследует сложные философские темы, непосредственно или завуалированно представленные в фильме. К примеру, в начале фильма Нео прячет дискету с вирусом в книге «Симулякры и симуляции» французского философа Жана Бодрийяра. Он считал, что в современном мире люди создают симулякры (копии), которые косвенно похожи на известные нам реальные предметы и явления, но обладают совсем другими свойствами.

Кстати, сам Бодрийяр не соглашался с идеями «Матрицы». Так он говорил в одном из интервью:

«Здесь, безусловно, произошло какое-то недоразумение; именно по этой причине я до сих пор предпочитал не высказываться публично по поводу «Матрицы». Кстати, представитель братьев Вачовски связывался со мной в связи с этой первой сценой и предлагал поучаствовать в следующих; идея совершенно невозможна! В сущности, в этом случае постановщики ошибаются так же, как нью-йоркские художники-симуляционисты 1980-х годов. Они воспринимают гипотетическую виртуальность как данность и превращают ее в зримый фантазм. Главная отличительная черта виртуального мира состоит именно в том, что о нем нельзя говорить в категориях реальности», – считал Бодрийяр.

Конечно, создатели «Матрицы» подробно раскрывают философскую антропологию. Человек и человеческое являются центральными понятиями фильма.

Может ли человек создать что-то «бесчеловечное» и какие свойства у него будут? Архитектор «Матрицы» – машина, созданная человеком, а потому его поведение абсолютно человеческое. Он дает выбор Нео, но и оценивает как «бессмысленного», то есть эмоционально.

Архитектор отмечает, что версий матриц было много. Были и райские, и адские, но ни в одном из них человек не был счастлив. Это открывает к двери сложного понимания возможности существования утопий.

Абсолютно иррациональной машиной является Меровинг. Он изменяет другой программе, коллекционирует антиквар и создает эстетически изощренных убийц типа охранников-вампиров. Прекрасно понимает, что его цель функционирования в качестве софта – это демонстрация человеческих слабостей.

Именно человечность Меровинга позволяет ему получить внесистемную власть, то есть возможность устроить некий «черный рынок» в «Матрице».

Единственный, кто пытается избавиться от человечности, – это Смит, который ненавидит людей и желает уничтожить их. Также он против своего вида, понимая, что те остаются рабами людей. Важнейший элемент системы – ее защита – может в результате эту же систему и уничтожить.

Интересным персонажем является проводница Пифия, затрагивающая вопрос: существует ли вообще свобода воли или все детерминировано? Ее разговоры с Нео вводят последнего в определенный ступор, поскольку он не понимает, как изменить сценарий перезагрузки «Матрицы» и изменить многолетний сценарий сосуществования людей и машин.

В 1973 году американский нейробиолог Бенджамин Либет решил проверить, существует ли свобода воли. Он прикрепил к голове испытуемых датчики ЭЭГ, чтобы зафиксировать возбуждение в коре мозга. К руке подцепил провода электромиографа, чтобы измерить напряжение мышц. Дал простую задачу: согнуть руку и зафиксировать, когда возникло желание сделать это.

Результатами эксперимента было то, что двигательная кора головного мозга была готова к движению руки за полсекунды до сознательного решения. Последующие эксперименты с использованием МРТ увеличили отставание сознания до секунды и показали, что участки мозга, ответственные за принятие решения, начинают объединяться в сеть еще раньше.

В то же время, пока эти результаты касаются только физических движений человека, а не принятия сложных решений, состоящих из многоуровневых когнитивных процессов.

О философских идеях, представленных в «Матрице», рассказывают преподаватели ведущих университетов мира.

К примеру, доктор философии Кейт Уилсон рассказывал о них в 2015 году во время открытого показа «Матрицы» на территории Университета Глазго в рамках Научного фестиваля Глазго.

Также предлагаем вам ознакомиться с книгой Уильяма Ирвина «Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности».

Матрица и современная культура

«Матрица» состоит из заимствований. На нее повлияли многочисленные произведения популярной культуры. Графический роман «Невидимые» Гранта Моррисона подарил команду анархистов, борющихся с тайными организациями, изменяющими реальность. Аниме «Призрак в латах» – водопад зеленых символов и визуальный стиль. Фильм «Тринадцатый этаж» вдохновил на осмысление темы виртуальности мира.

Мы видели bullet-time в боевиках Джона Ву, но именно «Матрица» сделала все это культовым.

Конечно, сотни мульт- и телесериалов пародировали «Матрицу» так или иначе. Научно-фантастический мультсериал «Рик и Морти», вероятно, высмеял все существующие сай-фай-произведения, но «Матрица» и ее идеи всегда будут в топе.

Как можно обойти стороной «Симпсонов»?

Матрица нашла свое продолжение в комиксах и аниме, значительно расширивших вселенную, созданную Вачовски. Мы рассказываем о том, что было до появления «Матрицы» и как люди уничтожили сами себя из-за жадности и жажды власти. Также советуем ознакомиться. 

Нельзя обойти стороной и тему моды «Матрицы». Сестры Вачовски умеют стильно одевать своих героев. Дизайнер Ким Барретт прекрасно уловил футуристические и агрессивные фешен-тренды 90-х годов. Его известная комбинация из кожаного пальто, массивных ботинок и крохотных очков еще долго была во внимании дизайнеров. Через несколько месяцев после появления фильма в 99-м году Джон Гальяно создал свою коллекцию высокой моды для Christian Dior, в которой присутствовали длинные пальто, микроочки и красные платья.

Костюмы героев были важным элементом фильма, поскольку смогли подчеркнуть его фирменный зеленый стиль и продемонстрировать воинственные и антиутопические футуристические темы. Интересно, смогут ли художники-костюмеры повторить прежний успех?

Пока нам остается ждать премьеры картины «Матрица: Воскресение», чтобы снова вернуться в фантасмагорический мир, где сверхчеловеком можно стать, загрузив код в голову. Будет ли он нам привычным? Нет, но точно будет новым и интересным.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь