Спецпроєкти

Когда весь мир – это просто комната. Почему стоит посмотреть «Стоп-Земля», даже если вы далеко не подросток


Маша вполуха слушает учительницу биологии, которая рассказывает о влюбленности, и рассматривает затылок Саши, который сидит на несколько парт впереди. 

Одноклассник Сеня шутливо советует не подавиться слюной, и Маша отводит взгляд.

Маша чаще молчит, чем говорит; танцует в комнате, полной приглушенного освещения, под музыку в наушниках; носит с собой влюбленность, о которой говорит только двум самым близким друзьям и о которой не решится сказать тому самому Саше.

Мир Маши – это школа, где было бы совсем уныло, если бы не двое лучших друзей Сеня и Яна; квартира, где можно лежать вместе с мамой на полу и есть бутерброды; дискотека, на которую возлагаются большие надежды (потому что там должен быть Саша); жизнь здесь и сейчас со неопределенностью касаемо настоящего и страхами насчет такого же неопределенного будущего. 

Маша – это школьница, в которой многие узнают себя, как и в ее друзьях и одноклассниках. Взрослые узнают свои любимые «вот будут у тебя свои дети, тогда и поймешь» во фразах родителей старшеклассников. А еще во время просмотра мы все будем испытывать легкую ностальгию по школьным временам, даже если школу ненавидели сильнее походов к стоматологу.

Мы сходили в кино на фильм «Стоп-Земля» Катерины Горностай и рассказываем, почему стоит смотреть ленту, которую называют первым украинским мамблкором.

Камерный мир подростков

Фильм «Стоп-Земля» – камерное игровое кино, очень красивое и по-своему тягучее, непохожее на многие другие ленты и сериалы о подростках. Здесь нет сумасшедших приключений и опасностей – скорее попытка задокументировать то, как многие переживали свой подростковый возраст.

В некоторых рецензиях можно увидеть мнение, что в фильме ничего не происходит – абсолютно ничего. Подростки, которых играют непрофессиональные актеры, просто ходят в школу, на уроках листают инстаграм, влюбляются – но без накрученных драм и громкого выяснения отношений. Ссорятся с родителями или, наоборот, пытаются поговорить с ними по душам, хотя не особо получается. И вроде понятно, почему кому-то из зрителей или критиков могло не хватать экшена – вот только режиссерка Катерина Горностай видела другую цель картины. 

Как признавалась сама Горностай после показа фильма в киевском кинотеатре «Жовтень», ей хотелось рассказать о тех самых скучных подростках, в которых можно узнать себя в школьные годы. 

Режиссерка решилась показать ту самую непримечательную часть жизни школьников – где половина дня занята неинтересными уроками, а вторая – прогулками, посиделками и обсуждением банальностей. Если во время просмотра хочется воскликнуть, что подростки так не говорят, постарайтесь вспомнить ваши разговоры в старшей школе. Если тусовки в фильме со стороны выглядят уныло – вспомните, что обычно не унылыми посиделки со слабоалкоголками, травой и игрой в бутылочку кажутся только их участникам. 

У Горностай получилось передать то самое состояние вакуума, в котором находятся многие школьники. Вроде жизнь и наполнена обязанностями и интересностями, но нет ощущения глобальной цели – да и не должно быть, скорее всего, потому что тебе 16-17 лет и ты понятия не имеешь, что делать со своей жизнью. Не понимаешь, что делать с ощущением тихого отчаяния – когда все объективно не ужасно, но чего-то не хватает. Может быть, взаимности от того Саши с длинными ресницами, может, осознания, что лет через пять ты с трудом вспомнишь, почему в этого Сашу была влюблена. 

Компенсируется это состояние космической скуки красотой. Кому-то фильм смотреть было невыносимо из-за тягучести, но в этой тягучести, неспешности и была вся прелесть. А оторваться от кадров игры в бадминтон в мертвенно-синем зале под слепящими софитами, или от атмосферы Машиной комнаты, или от порезов, из которых течет не кровь, а глиттерные чернила, и вообще невозможно. 

Вневременность и отсутствие социальной драмы

В ленте нет перегиба касаемо помешанности на соцсетях и гаджетах. Старшеклассники, листающие на уроках ленту Инстаграма, залипающие в смартфон перед сном и снимающие бестолковые видео на вписках, выглядят максимально органично. Здесь нет какой-то клишированной помешанности, которую довольно карикатурно изображали в том же сериале «Школа», нет каждого второго одиннадцатиклассника-блогера, записывающего сторис в подвернувшуюся свободную минуту. Возможно, это выглядит менее современно, но честно говоря, от этого фильм только выигрывает.

Режиссерка не пыталась запихнуть все проблемы подростков в двухчасовой хронометраж, хотя наверняка могла бы – и это тоже хочется назвать плюсом. И хотя в фильме нашлось место и проблемам в отношениях с родителями, и намекам на посттравматический синдром, и селфхарму, и травле в школе, и безответной влюбленности, перегибов тоже нет. 

Мы бы могли получить еще одну ленту в духе «Перших ластівок», «Секс, інста і ЗНО» или той же «Школы», где пытались собрать все-все ужасы, с которыми могут столкнуться подростки– зависимость от соцсетей, изнасилования, раннюю беременность, попытки суицида, болезни, скандалы, буллинг, расизм, алкоголизм, баловство наркотиками, страх завалить ЗНО, воровство, шантаж, слив нюдсов в сеть. Но, к счастью, фильм вышел другим. 

По сравнению с подростковыми сериалами, где проблем было слишком много и казалось, что жизнь школьников – это какой-то сплошной непрекращающийся ад, «Стоп-Земля» – это картина, от которой не хочется умереть. Она не дает каких-то ложных огромных надежд на светлое будущее, оставляет много вопросов (иногда даже слишком много), но при этом не ложится на плечи тяжким грузом. И именно поэтому фильм получился таким, который хочется пересмотреть – не в упрек лентам и сериалам, которые поднимают важные социальные проблемы.

Музыка

И отдельно хочется отметить то, за что фильм хвалили, пожалуй, все – музыкальное сопровождения. Вместо украинских хитов, звучащих отовсюду, Горностай сделала ставки на менее известные треки МС Брехунця, Олександри Морозової, Мар’яни Клочко ,Світлани Няньо, групп «Людська Подоба», Kurs Valut, Vnature та «ВУЗВ». 

Звучит музыка органично, а во время сеансов мы замечали, как зрители пытаются зашазамить некоторые песни. Послушать их, кстати, можно в отдельной подборке на SoundCloud.

Вместо выводов

Если ожидаете от фильма документальной фиксации будней подростков – вспомните, что в первую очередь это игровой фильм. Он не снят по реальной истории, а стал скорее компиляцией воспоминаний самой режиссерки и ее фантазий. Впрочем, достоверности лента не лишена – опять же, тот, кто был таким себе аутсайдером в школе, без труда проведет параллели между собой и героями.

Можно упрекнуть «Стоп-Землю» в нехватке ответов на вопросы. Почему о главных героях так мало известно? Что значат те самые красивые кадры, которые есть в фильме как будто бы только ради эстетики и не несут особой смысловой нагрузки? С кем, в конце концов, переписывается Маша и почему его имя не раскрывают? Что означает концовка (тут без спойлеров), дает она надежду или отнимает ее? Вопросов можно задать еще больше, но главный тут, кажется – нужно ли на них отвечать?

Нам бы хотелось, чтобы в Украине снимали такие фильмы. Не идеальные, но потрясающе красивые; без надрыва, но ловко провоцирующие на эмоции (в хорошем смысле). Без кринжа и заигрываний с проявлениями современности, выкрученными на максимум. Такие, после которых остается приятное послевкусие. Те, которые захочется пересмотреть и потом. 

Так что сходите на «Стоп-Земля». Скорее всего, вы не пожалеете. 

Фото в материале: ФБ-страница Stop Zemlia

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь