Спецпроєкти

Эстрадины, электробаяны и квазихоры. Как в РСФСР создавали «космические» синтезаторы


В 60-е годы СССР активно исследует космос, который должен открыть новые горизонты и возможности для будущего человечества. Полет Юрия Гагарина и Германа Титова; тандемный полет двух пилотируемых космических аппаратов; появление первой автоматической межпланетной станции на марсианской орбите с исследовательскими целями; первый полет экипажа в составе трех человек; первый выход человека в открытый космос – все это и многое другое «фантастическое» нуждались в изменении мышления и культуры. Люди хотели услышать космическую музыку. Предоставить им эту возможность смог завод «Электроизмеритель», создав электроакустические инструменты серии «Эстрадин» (эстрадный инструмент).

Об удивительной истории появления синтезаторов в УССР рассказываем в материале.

Эксперименты

Первый электроорган, получивший название «Гамма», создали житомиряне Леонид Федорчук и Виталий Волошин. В 1962 году Федорчук после получения диплома КПИ отправляется на завод «Электроизмеритель». Днем он чертил схемы приборов, а по вечерам корпел над электроорганом. Звук этого инструмента он сначала услышал на балу в 1957 году, будучи студентом-первокурсником Одесского электротехнического института связи. Затем не раз слышал его на пиратских пластинках, которые делали из рентгеновских снимков, так называемые записи на ребрах. Изобретатель сразу влюбился в фантастический звук.

Своего жилья у молодого инженера не было, поэтому Федорчук часто оставался в лаборатории на ночь и спал на большом столе шефа. Виталий Волошин, когда узнал о захвате подчиненного, начал узнавать у руководства о возможности открытия направления музыкальных инструментов на заводе. Федорчук мог заниматься электроорганом «на общественных началах», используя оборудование предприятия. Леонид получал 95 рублей оклада, но деньги были неглавными при наличии вдохновения.

12 февраля 1964 года впервые появилась конструкция, представлявшая собой накопление радиодеталей. Клавиатуру сделали из двух аккордеонных со встроенными в клавиши контактами. Никто не умел играть на музыкальных инструментах. По этой причине пригласили руководителя заводской художественной самодеятельности Льва Вайнштейна. Как вспоминает Федорчук, Лев скептически посмотрел на прототип, но потом даже матерился от восторга, когда взял первые аккорды. С этого времени ежегодно 12 февраля в Житомире на заводе «Электроизмеритель» отмечался День электромузыки.

«Название «Эстрадин» мне не понравилось. Что такое «Эстрадин»? Это означает эстрадный инструмент. Я хотел придумать сложное и хитрое название. Потом меня так занесло в работу, что мне было «до лампочки», как называется инструмент», – вспоминает в видеоинтервью Федорчук.

В апреле 1966-го «Эстрадин» уехал в Звездный городок, чтобы участвовать в торжествах по случаю пятилетия полета Юрия Гагарина. Это было фиаско. Электроорган не звучал, поломка была незначительная, но триумф не состоялся. Проблемой было и то, что начальство сказало Федорчуку, ехать в Москву необязательно, хотя он и мог бы решить проблему на месте.

Через три года вместе с музыкантом Альфредом Грибером начинается работа на электробаяне «Экстрадин-8Б» – первым инструментом такого типа в мире.

«В 1970 году мы создали электронный баян «Эстрадин-8Б», аналогов которому в то время в мире не было. Вместе с созданием электронного баяна «Эстрадин-8Б» формировался и мой репертуар для исполнения на этом инструменте. Сюда входили популярные песни и мелодии, звучащие на радио и по телевидению, фантазии на темы песен известных советских композиторов и русских народных песен, органные произведения Баха, музыка из балетов и кинофильмов, разнообразные классические и эстрадные произведения», – вспоминает в мемуарах Альфред Грибер.

Летом 1975 года «Эстрадин-8Б» отправился в Москву на выставку «Связь-75». Инструмент имел потрясающий успех. Его разбирали в магазинах эстрадные и свадебные музыканты. Он стоил, как автомобиль тех времен, – три тысячи рублей. В результате начали появляться неофициальные копии электробаяна. Его мастерили радиолюбители в гаражах, руководствуясь украденными схемами. Во время выставки к Гриберу обратились представители Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» с предложением записать в его исполнении на «Эстрадин-8Б» грампластинку.

Запись грампластинки «Звучит Эстрадин» осуществлена на Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» осенью 1975 года, а в следующем году ее выпустили.

«Я, как и Леня Федорчук, влюбился в электронные звучания, открывая в них новые и новые горизонты для своего творчества. Каждый новый «Эстрадин», родившийся в общих муках творчества, расширял мое мировоззрение и заставлял искать новые краски и оттенки для музыкальной палитры. Каждый «Эстрадин» имел свой неповторимый характер, свои привычки, свои предпочтения, свои любимые игры. Каждому требовалось найти свой подход, свою тактику, свои решения.

Когда наши воспитанники вдруг начинали капризничать, мне приходилось выслушивать их жалобы и претензии. Приборы из-за ограниченности их параметров не всегда могли показать, что беспокоило того или иного «Эстрадина». Мне как музыканту при тщательном и внимательном слуховом контроле, обследуя каждую кнопку, каждый переключатель, каждый регистр, каждый эффект инструмента удавалось услышать, в каком его органе находится неполадка», – пишет в мемуарах Альфред Грибер.

В городском доме культуры (конец 70-го года) создан ансамбль из «Эстрадинов» под руководством Михаила Некрича. Первое и часто исполняемое произведение – «Фантазия на космические темы».

Для конструкторов не существует границ

Линейка синтезаторов «Эстрадин» усовершенствовалась к моменту закрытия завода. Инструменты получали фильтры, ADSR-обводную, эффекты хорус и вибрато, смену регистров и глиссандо.

Последней моделью был синтезатор «Эстрадин-230». Он содержал четыре основных источника звука: три тональных генератора и шум. Кроме того, также можно было подключить внешний источник (электрогитары и электроорган).

Также выпускалась драм-машина «Пульсар», имевшая до 63 записанных ритм-секций: от хип-хопа до джаз-вальса. Сейчас ценители раритетных гитарных педалей охотятся на квазихор (хорус) «Элита» и фэйзер Эстрадин «Эффект-2 Фейзер». Эти примочки позволяют получить характерный звук сайкоделик-рока.

Музыкальные инструменты составили 20-25% мощностей завода. Основная продукция «Электроизмерителя» была направлена на удовлетворение бытовых потребностей граждан и заказов военно-промышленного комплекса СССР.

После развала СССР количество рабочих предприятия сокращено до 300 человек. Несмотря на то, что в августе 1997 года завод включили в список компаний, имеющих стратегическое значение для экономики и сохранности Украины, экономические кризисы и новейшие реалии жизни сделали «Электроизмеритель» неприбыльным.

К началу 2011 года завод выпустил более 20 наименований электроизмерительных приборов и оборудования. В январе 2015 года объявили о намерении привлечь житомирские заводы «Электроизмеритель», «ЭКТА» и «Промавтоматика» к производству беспилотных летательных аппаратов. Эти планы пока еще остались на бумаге. Часть помещений завода простаивает, часть арендуют частные предприниматели.

Завод продолжает работать. На нем выпускают принадлежности для школьных кабинетов физики.

Конец эпохи «Эстрадинов» Леонид Федорчук вспоминает без пиетета:

«После 1991 года моя жизнь покатилась к чертовой бабушке. Нет, я не голодал и не просил милостыню – у меня был небольшой бизнес: торговал сигаретами и жевательной резинкой. Я чувствовал себя выброшенным из жизни, потому что мой интеллект, знания, изобретения стали никому не нужны. Это чувство не прошло до сих пор».

Он не хочет брать в руки паяльник, но надеется, что инженеры и изобретатель снова станут нужными стране.

В завершение

Завершить материал хотелось бы стихотворением Евгения Архипенко, посвятившего стихотворение электронного баяна «Орион» («Эстрадин-084»), созданного на Житомирском производственном объединении «Электроизмеритель» в начале 80-х годов.

В то время, когда с тишиной я один на один,
Нет покоя в душе и друзья далеки.
Я себя представляю – звучит Эстрадин,
Эстрадин, Эстрадин, Эстрадин, Эстрадин,
И на крыльях уносит меня от тоски.

#bit.ua
Читайте нас в
Telegram
Мы в Телеграме
подписывайтесь