Аукционы благотворительности: опыт Украины и мира
Авторка
Лера Татарчук |
основательница благотворительного фонда «Твоя опора» |
Говоря о благотворительных аукционах, у большинства, пожалуй, перед глазами предстают сцены из американских кинофильмов. Женщины и мужчины в роскошных вечерних нарядах торгуются за изумрудное колье или картину известного на весь мир художника. Не знаю, имеют ли место подобные аукционы в современном мире, разве что в очень узких кругах. Точно знаю, что сегодня все большую популярность приобретают «диджитальные» аукционы благотворительности. Чтобы поторговаться за желаемый лот, не нужно владеть миллионным состоянием. Принять участие в аукционе может каждый, и таким образом помочь тоже может каждый. В Украине недавно работает платформа по продаже благотворительных встреч, но о ней я расскажу немного ниже.
Боксерская перчатка от Рокки Бальбоа и автограф Диего Марадоны: мировой опыт аукционов благотворительности
Одной из популярнейших мировых фандрайзинговых платформ с благотворительными аукционами является CharityStars. С ее помощью удалось собрать уже 30 миллионов евро. О самой популярной не преувеличиваю: в последний раз, когда заходила, видела, что сам Рики Мартин предлагает отпраздновать его день рождения онлайн тому, кто сделает самую высокую ставку, и еще трем его друзьям. Не только Рики Мартин пользуется услугами CharityStars, но и многие другие звезды: актрисы Лив Тайлер, Скарлетт Йоханссон, певица Аврил Лавин и другие.
В целом, культура благотворительности в Америке и Европе на очень высоком уровне. У них много похожих на CharityStars платформ, и они содержат десятки инструментов для сбора средств и помогают тысячам фондов. Как лоты они предлагают не только офлайн- или онлайн-встречи со звездами, но и их мерч, автографы, личные вещи. Например, подписанные гитару Эда Ширана или футболку известного на весь мир футболиста Диего Марадоны, боксерскую перчатку из фильма «Рокки Бальбоа» с автографом Сильвестра Сталлоне.
Фейсбук – в помощь: первый опыт благотворительных аукционов в Украине
В Украине пока только начинают пользоваться аукционами с целью благотворительности. Местом для их проведения выбирают соцсети, чаще всего – фейсбук. Из последних мне попадался аукцион, который проводила главная редактор «Украинской правды» Севгиль Мусаева. Она предлагала совместный крымскотатарский обед за тысячу гривен. Целью аукциона было помочь детям, живущим возле фронта.
Почему фэйсбук – не всегда удобная платформа для проведения аукционов? Люди делают ставки в комментариях, которые фейсбук фильтрует по-своему. Когда человек видит комментарий, то думает, что он последний. Это может быть не так. Фейсбук мог выбрать данный комментарий рандомно и показать человеку, или он просто оказался самым «залайканым». Чтобы мониторить все ставки, благотворительному фонду или общественной организации, которые проводят аукцион, нужно привлекать много волонтеров, которые следили за комментариями под каждым лотом. Представьте, если лотов 80 или 100. Необходимо привлекать большое количество ресурсов.
Еще одним недостатком аукционов в фейсбуке есть возможность производить репосты. Человек с целью поддержать может перепостить информацию о лоте к себе на страницу, а кто-то, не усмотрев первоисточник, может сделать свою ставку. В Украине был случай, когда выбрали нескольких победителей из-за большого количества репостов, чтобы сделать невозможным появление конфликта.
Спрос рождает предложение: цель создания первой в Украине платформы по продаже благотворительных встреч
Проанализировав запросы украинцев и все те неудобства, которые могут возникать при создании благотворительного аукциона, мы решили создать отдельную фандрайзинговую платформу Meeting.Me. Ее задача – помогать благотворительным фондам и общественным организациям в привлечении средств на собственные благотворительные проекты. Пока аналогов Meeting.Me в Украине нет.
Разработка этого инструмента очень дорогая. Благотворительным фондам и общественным организациям незачем тратить на его создание средства, чтобы провести один-два аукциона в год. Вряд ли это окупится. Итак, заручившись грантовой поддержкой USAID, мы решили с командой создать одну общую платформу для прозрачных благотворительных фондов и общественных организаций. Почему я подчеркиваю слово «прозрачный»? Потому что мы, фонд «Твоя Опора», ставшая инициатором создания Meeting.Me, проходим аудит. Следовательно, и все проекты, реализованные на платформе, также будут проходить через аудит. Нужно понимать и готовиться к этому.
Пообщаться про кино с режиссером или попасть на экскурсию по всеукраинскому телеканалу: что предлагает украинская платформа Meeting.Me
Как работает Meeting.Me? Любой прозрачный благотворительный фонд или общественная организация может создать на платформе аукцион и привлечь в качестве лотов звезд, блогеров или экспертов своего дела. Каждый желающий может сделать ставку. Нужно понимать, что средства снимаются с человека только тогда, когда его ставка будет самой высокой. Впоследствии мы привлечем еще инструменты розыгрышей и инструменты для бизнеса, а пока Meeting.Me работает как платформа с аукционами встреч.
Лично для меня Meeting.Me имеет множество сильных сторон. Первая – это помощь благотворительному и общественному сектору в привлечении фандрайзинговых средств на свои проекты. Вторая – возможность познакомиться и пообщаться с людьми, к которым в повседневной жизни доступа у нас нет. К примеру, среди лотов на Meeting.Me были разговор с режиссером Олегом Сенцовым и возможность пойти на премьеру его нового фильма «Носорог», возможность попасть с экскурсией на всеукраинский телеканал и киностудию. Даже была возможность стать специальным гостем или гостьей YouTube-проекта и рассказать, почему решил поучаствовать в аукционе.
Третье преимущество Meeting.Me направлено на звезд, которые становятся лотами. По разным исследованиям, 81-88% аудитории ждет от брендов социальной ответственности. Блогеры, инфлюенсеры и селебрити – это тоже бренд. Их аудитория тоже ждет от них определенных действий. Публичные люди должны удовлетворять потребности аудитории. Также мы понимаем, что блогер или селебрити ежедневно получают десятки сообщений о помощи. Убедиться в их достоверности у публичных людей нет возможности. Meeting.Me позволяет приобщиться к благотворительности органическим способом, предлагая свой лот, и помогать в том направлении, куда лежит сердце. Необязательно детям, можно животным, пожилым. Мы будем привлекать различные прозрачные организации, работающие по разным направлениям помощи. Я не зря каждый раз подчеркиваю слово «прозрачный». Так публичный человек будет спокоен за себя, свою репутацию и свою аудиторию, которая не просто отдаст деньги мошенникам, а поможет прозрачным благотворительным и общественным организациям, которые потом отчитаются.
В том, что в Украине есть необходимость в подобных платформах, я окончательно убедилась после нашего первого аукциона. Нам удалось собрать на проект «Пласта» больше запланированного. Этот аукцион совсем еще не завершился – люди продолжают оплачивать свои ставки. Это свидетельствует о заинтересованности.
Подводя итог, могу сказать, что с помощью Meeting.Me мы стремимся развить в нашей стране культуру благотворительности и волонтерства в целом. Продемонстрировать, что помогать можно весело и легко. Благотворительность – это необязательно слезы и страдания. Мы должны отходить от этого стереотипа. Наша цель – сделать благотворительность нормой жизни.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторки колонки.