Почему каршеринг – новый тренд и при чем здесь диджитализация
Во время недавнего Diia Summit – 2022 команда Минцифры представила новые онлайн-услуги, среди которых и шеринг документов. Событие собрало экспертов в разных сферах, активно внедряющих диджитализацию в свою работу. Мы не исключение, ведь именно цифровизация позволила каршерингу стать новым трендом. Современные технологии полностью изменили формат аренды автомобиля. Если раньше необходимо было прийти в пункт проката, обратиться к специалисту и оформить документы, а затем вернуть машину, то сегодня все можно сделать гораздо быстрее и удобнее только с помощью смартфона – никакого офиса, менеджера, бумажного договора.
Почему будущее за диджитал-инструментами?
Если говорить в целом о рынке каршеринга в мире, то диджитализация более широко распространилась благодаря нескольким факторам. Остановлюсь на каждом из них подробнее.
1. Телематическое оборудование
Более развитое оборудование с программным обеспечением позволяет получать информацию об автомобиле в реальном времени, что обеспечивает контроль и безопасность. Речь не только о месте нахождения авто, но и данных о его состоянии, необходимости заправки, проведении осмотра, ремонта и т. д. При этом на сегодняшний день со стороны автопроизводителей все еще остается очень много закрытой информации, связанной с безопасностью автомобиля.
2. Развитие интернета
3G, а затем 4G, 5G-интернет предоставил возможность иметь высокоскоростной мобильный доступ к сети, обеспечивающий гораздо более быстрый обмен данными между машиной, сервером и телефоном.
3. Распространение смартфонов
Именно благодаря современным мобильным телефонам каршеринг еще больше диджитализировался и переместился с улиц в руки пользователей. Ранее были определенные попытки сделать это, но они все же ограничивались использованием специальных карт для каршеринга и открывания автомобилей. Смартфоны и мобильный интернет высокой скорости позволили значительно упростить использование каршеринга и получить авто буквально в несколько кликов.
Каршеринг – это свобода нового формата
4. Новая эра потребления
Каждое новое поколение пользователей диктует новые условия. Facebook, затем Instagram, а теперь TikTok все больше изменяют паттерны поведения, касающиеся потребления и получения услуг. Все должно быть «здесь и сейчас»: просто, быстро, интуитивно понятно, без лишних хлопот и человеческого фактора. По этой причине взять авто в Getmancar очень просто: установить приложение, зарегистрироваться, выбрать для себя машинку и уже ехать.
Никаких телефонных звонков, ожиданий на линии, общения с менеджером и прочего. Это же касается и завершения поездки: не нужно возвращать машину в офис, водитель просто покидает ее в зоне завершения. Кроме того, каршеринг предлагает большое количество авто, что позволяет попробовать себя за рулем разных марок машин, почувствовать разницу и выбрать подходящее для себя. Наш сервис позволяет взять автомобиль в аренду даже на минуту.
Собственное авто все же привязывает человека к себе: заправка, мойка, техосмотр, парковка, страхование, ремонт, замена масла, шин, сигнализация, решение вопроса, где оставлять машину на ночь и т. д. В каршеринге водителю не нужно об этом заботиться – это контролирует и оплачивает сервис. Так человек получает больше свободы. Экономически выгоднее использовать каршеринг, ведь на покупку авто необходимо иметь средства или брать кредит, что не каждый может себе позволить.
Каршеринг дает фору и такси. Это касается не только стоимости, но и удобства: клиент не должен ждать, пока найдется машина, или увидеть сообщение типа «в вашем районе нет машин». Одно дело, когда ты сам выбрал машину согласно своему запросу, а другое – когда приехал автомобиль, не отвечающий твоим ожиданиям. Опять же, человеческий фактор – таксисты бывают разные. У каждого из нас есть история о том, как водитель подсел на уши, поехал не по тому маршруту, слушал шансон или в салоне пахло табаком. Каршеринг это исключает – ты капитан.
5. Удешевление денег в мире
Эта тенденция позволяет инвестировать в каршеринг и получать прибыль. Каршеринг – инновационная идея, поэтому постоянно растет и финансируется. Диверсификация и освоение новых рынков продаж позволяют инвестировать в большем объеме с позиции захвата рынка, чтобы в дальнейшем получить большую долю, прибыль или рост стоимости компании. Для инвесторов это высоколиквидный бизнес, из которого можно выйти в любой момент, даже во время кризиса, ведь машина продается в любом состоянии: целой, разобранной, даже разобранной по кускам… Срок окупаемости составляет около трех лет. Если говорить на языке процентов, то это 30-33% годовых.
В общем, я бы назвал отказ от собственных авто в пользу каршеринга новым трендом, ведь это позволяет быть более мобильным, экономить собственный бюджет и рационально использовать свои ресурсы. Уверен, что этот бизнес и дальше будет развиваться и еще больше диджитализироваться.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора колонки.