Киев ненавидит нас всех: что я понял о столице, прожив здесь три года
Я переехал в Киев в октябре 2019-го из Запорожья. Если сравнивать с родным городом, столица мне нравилась, прежде всего, исторической застройкой и метро. Люди из городов, в которых нет метро, не понимают, какой это кайф.
Через три года в новом городе я начал замечать и ощущать на себе все его недостатки. Пока я описываю свое отношение к Киеву так: я люблю этот город, но он мне не нравится. Пожалуй, это как мать сына, вступившего в банду. Ты все еще любишь его, потому что это твой ребенок, но объективно понимаешь, что он пошел не по той дороге.
В этом тексте я не буду писать о хорошем в Киеве. В этом тексте я хочу обратить внимание только на плохое.
Киев ненавидит пешеходов
Первые месяцы в Киеве я очень сильно бесился и удивлялся «Метрограду». Бесился, потому что центр города периодически заставлял меня лезть под землю. Удивлялся тому, что никто не решает эту очевидную проблему, никто не требует сделать в центре наземные переходы, а местные власти считают, что так оно и должно быть.
Знаете что? Прошло три года, а я все еще боюсь и удивляюсь. Всей душой ненавижу те лабиринты переходов и мечту, что в городе наконец-то сделают нормальное планирование и зебры.
На переходах проблемы пешеходов не заканчиваются. Типичная прогулка по центру такова:
- обошел яму на тротуаре;
- переступил выбитую брусчатку;
- обошел летнюю площадку кафе;
- обошел ступеньки магазина;
- обошел антипарковочный столбик;
- обошел припаркованный автомобиль;
- обошел авто, едущее по тротуару;
- уклонился от велосипедиста;
- обошел киоск;
- уклонился от самокатчика.
Не прогулка, а сплошной кайф.
Киев ненавидит беременных, пожилых, людей с инвалидностью, людей с сумками и травмами
Фиг со мной, я молод и силен, но в городе есть множество маломобильных людей. Это не только те, кто имеет инвалидность, маломобильны и мать/отец с детской коляской, беременная, человек с большими сумками, человек с вывихом/переломом нижних конечностей, пожилой человек и т. д.
Все люди в городе в какой-то момент маломобильны, и все проблемы с пешеходной инфраструктурой для них становятся еще более острыми.
Каждый раз, преодолевая лестницу в метро или в подземном переходе, моей беременной жене нужно немного постоять. Представьте себе, беременным тяжело, невероятно, правда? Также я каждый день вижу, как родители с колясками или малыми детьми на руках карабкаются по этим скалам ступенек или едва перемещаются по вечно раздолбанным тротуарам.
Ко мне приезжала бабушка, мы гуляли с ней по району Майдана, Арены и площади Льва Толстого. После часа такой прогулки я посмотрел на бабушку и понял, что с нее хватит, пора ехать домой отдыхать.
Каждый раз, когда я сам еду в Запорожье, то Киев превращается в полосу препятствий. Я не могу просто с чемоданом (на колесах) проехать до вокзала. Мне постоянно приходится поднимать его и опускать из-за отсутствия пандусов, я обхожу ямы на тротуарах, а на некоторых участках лучше просто понести его в руках.
Затем переход на станции Крещатик с одной ветки на другую. У этого перехода просто нет эскалатора, поэтому я тяну чемодан в руках. Добираюсь до вокзала я уже вспотевший как скот и уставший. У меня был простой один чемодан на колесиках.
Киев ненавидит автомобилистов
Однажды моя знакомая предложила меня довезти на работу из Оболони на Подол. На метро я тогда ехал минут 15 или даже меньше. Я согласился проехаться на автомобиле, и вот зачем я это сделал? 45 минут в пробке!
Киевские пробки – это любимая тема каждого автомобилиста. Все меряются, сколько они стояли:
– Представляешь, я ехал 50 минут! – говорит один.
– Да это еще ничего. Я вот добираюсь два часа, – почти с гордостью отвечает другой.
В этом городе нельзя нормально ни погулять, ни прокатиться!
Киев ненавидит историю
Я часто повторяю фразу «Я переехал из Запорожья в Киев, чтобы Киев на моих глазах превратился в Запорожье». Имею в виду, что в Запорожье очень мало архитектуры конца XIX – начала XX века.
За короткое время, пока я в столице, здесь снесли историческую усадьбу Уткина, убили два домика на Тургеневской и один на Лыбидской, а еще половину дома Барбана, половину дома на Туровской, избили экскаваторами «Цветы Украины» и сняли крышу с дома Осипа Родины. Это то, что я упомянул, не подглядывая в Google.
Сколько истории находится под угрозой уничтожения – я даже начинать не хочу.
Как можно так ненавидеть свой город, чтобы такое с ним делать? Это все равно, что иметь в гараже Mercedes-Benz SSK (1928–1932) и мечтать переделать его на ЗАЗ Vida. Киеву очень повезло с историей, но везет все меньше.
Зато сколько дерьма настроили в городе, вот мы умеем.
Киев ненавидит левый берег
Знаете, когда арабы взяли большой кусок земли и решили строить что угодно, появился Дубай. Когда украинские девелоперы решили строить что угодно, появился левый берег Киева в его теперешнем виде.
Левый берег идеально показывает уровень жлобства и пофигизма местных властей и строительного бизнеса. Сами подумайте: исторической застройки, которая могла бы сдерживать новую архитектуру, нет, земли куча, спрос на новые квадратные метры безумный. Строй, что захочешь. Что из этого получилось – мы хорошо видим.
Местные застройщики и власть делают все для того, чтобы и правый берег стал похож на левый. Негуманные муравейники – это настоящее лицо местного девелопмента.
Киев ненавидит туристов
Куда повести туриста в Киеве? Ну, можно на Софийскую площадь. Хотя нет, там булыжная мостовая вся разбита и заброшка по адресу Софиевская, 20.
Может быть, на Майдан? Тоже нет. Майдан весь разбит и там натыкали киосков.
Может, к Золотым воротам? Тоже нет. Там две броши на Прорезной с одной стороны и невероятный Замок Барона в аварийном состоянии с другой.
Тогда Андреевский спуск. Это жемчужина Киева, он есть на фото, магнитах, туристических маршрутах. Хотя дома 23, 24, 18 и 9 на одной из главных улиц столицы тоже аварийны и тоже заброшены. Я уже молчу о большой строительной площадке между 14 и 10 домами. Спасибо «Партии регионов» за то, что позволила снести три исторических домика на одной из лучших улиц Украины.
Так что остается? Еще есть Контрактовая с заброшенным Гостеприимным двором и улица Сагайдачного, где заброшены дома 20 и 16.
Куда повести туристов в Киеве? Никуда, пусть едут домой. Ко мне приезжали друзья и родственники, и мне было откровенно стыдно показывать им такой заброшенный город.
Еще немного пламя вместо выводов
Как я и говорил в начале, Киев я люблю. По этой причине у меня так сильно горит от всего, что здесь делается. Я хочу жить в красивом городе, но с современным подходом город становится все хуже.
В этом коротком тексте я задел далеко не все проблемы. Я не написал об общественном транспорте, потопах во время дождя, убывающем Днепре, засоленной почве, в которой не растут высокие деревья, балконах, развязках и мостах. Столько всего осталось «за кадром», но для одного текста и без того слишком много критики.
Я хочу, чтобы киевляне перестали быть безразличными и требовали от власти улучшений и помогали общественным организациям и неравнодушным гражданам, которые стараются во благо обществу.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора колонки.