Портрет Дианы, лимузины и бургеры без булок. Мифы и правда о райдерах артистов
АвторкиИлона Пашкевич, Валерия Коваль |
креативная компания Nice2CU (NK – Настя Каменских), Chief Executive Team |
Райдеры артистов всегда были темой для обсуждения. Всем хотелось узнать, что же такого экзотического требует артист? Многие звезды действительно удивляли своими требованиями, о которых сочиняли настоящие легенды. Все это создало вокруг райдеров особый ореол чрезмерной роскоши и чудачеств. И хотя сегодня запросы артистов стали скромнее, мы все равно ждем от них чего-то эпатажного. Насколько они оправдывают эти ожидания?
Легендарные артисты и их райдеры
В чем-то безусловно оправдывают. Например, «Красное вино» – не только мегахит NK)) По данным СМИ, райдер Адель в туре «Адель 21» включал в себя две бутылки калифорнийского красного вина и бутылку калифорнийского белого охлажденного Sauvignon Blanc.
Джастин Бибер указывал в райдере 10 «седанов» премиум-класса, массажный стол и частный самолет в режиме ожидания. В райдере Бейонсе была запеченная курица с кайенским перцем и обязательная температура 24 градуса в гримерке и на сцене. Ее супруг Jay-Z просил такой же температурный режим, а также семь гримерных, а из меню – арахисовое масло, желе и сэндвичи.
Тэйлор Свифт просила до 11 утра доставить ей большой карамельный латте с заменителем сахара, большой американо с соевым молоком и ломтик тыквенного хлеба. Рианна во время ее мирового турне «Последняя девушка на Земле» в 2010 году требовала в номер большой меховой ковер с животным принтом, чтобы она могла ходить босиком, плюс глухие шторы на всех окнах.
Джастин Тимберлейк требовал дезинфицировать дверные ручки помещений за кулисами и в отеле каждые два часа. Кстати, в отеле он требовал выделить ему целый этаж. Дженнифер Лопез любит, чтобы все предметы в ее номере, от занавесок до свечей, были нежно-кремового оттенка. Одно из требований в райдере Мэрайи Кэри – ассистент, который будет выбрасывать ее жвачки.
Бритни Спирс во время выступления на лондонской арене O2 Спирс попросила повесить в ее гримерке фотографию принцессы Дианы в рамке. Также попросила чизбургеры из Макдональдса, но без булочек. Пол Маккартни ожидаемо просит исключить любые предметы животного происхождения. При этом мясо и мясопродукты запрещено подавать везде: в гримерках, офисах и других помещениях за кулисами. Примечательно, что Лана Дель Рей оказалась очень не требовательна. Она просит чайник, воду и имбирь. И, возможно, пиццу))
А что в Украине по райдерам звезд?
Украинские звезды намного скромнее в своих требованиях. Не так, конечно, как Лана Дель Рей, но все же. Найти их райдеры не так уж и сложно, почти все они есть на официальных сайтах. Обычно бытовой райдер украинского артиста включает в себя условия переезда (поезд, самолет, автобус и автомобиль), условия проживания в отеле (класс гостиниц и номеров), питание или суточные, а также обустройство гримерок. И, конечно же, охрану.
Все стараются создать максимально комфортные условия логистики – отдельный проход в аэропорту, ведь это очень экономит время в плотном гастрольном графике. Отсутствие не членов команды во время трансфера, в отеле и гримерных. Среди особых требований встречаются медикаменты, лейкопластыри, носки и полотенца. NK просит убедиться, что в отеле есть фитнес-зал, ведь спорт является неотъемлемой частью ее жизни. Хотя иногда тренировки проходят и непосредственно в гостиничном номере.
Кстати, бытовой райдер NK есть у нас на сайте, и он более чем скромный, вы можете скачать его и убедиться сами. Это минимальный набор требований, который обеспечит быт большой команды, а быт, как всегда в дороге, дается непросто. В этом году у NK был большой тур по Украине, мы объехали десятки городов. Вспомнили все «прелести» концертной жизни: 20 тысяч километров в пути за неделю, ночи в автобусе, обеды «на вынос». Кайф от выступлений это окупает с лихвой. Все секреты украинского тура раскрыты в нашем фильме из закулисья – NK Road Movie.
Главные требования – небытовые
Главный секрет заключается в том, что бытовой райдер не так важен, как райдер технический. В нем детально описывают необходимые требования к звуку, световому оборудованию и так далее. Именно от соблюдения технического райдера зависит, насколько полным будет впечатление слушателей от выступления артиста.
Зачем детально прописывать технические требования? Конечно, если вы выступаете на большом фестивале, вы можете рассчитывать на то, что с технической стороной все будет отлично, сцена оснащена всем необходимым для качественного выступления. Если вы едете в тур, условия в разных городах могут быть разными. На особый комфорт не всегда приходится рассчитывать, как и на полную готовность площадки.
Наша команда готова развернуть звук и свет в самых экстремальных условиях, но на это может понадобиться больше времени, которое мы запасаем в своем графике. Тем более что NK выступает с составом «живых» музыкантов, что обеспечивает отличные впечатления зрителю, но повышает требования к площадке.
Не будем расстраивать вас тем, как часто бывает, что даже минимальные требования игнорируются. Если, как говорят, ПДД написаны кровью, то райдеры – болью, потом и слезами команды артиста и технической команды))
Это иллюстрирует история группы Van Halen, которая «вшила» в технический райдер требование предоставить вазу с M&M’s, причем без драже коричневого цвета. То, что может показаться капризом, на самом деле является индикатором готовности площадки. Если этот пункт не выполнен, значит и технические требования организаторы выполнили недобросовестно. Однажды это спасло группу – увидев в вазе коричневое драже, они решили протестировать сцену перед выступлением, и она рухнула во время испытаний. Организаторам это вышло в копеечку, но зато спасло музыкантов и зрителей.
Артисты используют и другие уловки для контроля за выполнением райдера. Например, указывают в требованиях наличие полотенец нестандартного размера. Купить готовые полотенца таких параметров негде, их придется делать на заказ. Если организатор, получив райдер, не перезванивает, значит райдер он не читал.
Казалось бы, выступление длится от 45 до 90 минут. Для того, чтобы оно было успешным, нужна работа концертной команды в 15 человек только со стороны артиста.
На одном из недавних наших концертов саунд-чек и подготовка сцены и техники составляла 13 часов в течение двух дней ввиду технической особенности площадки по размещению звуковых и световых приборов. Выступление на сцене – это только верхушка айсберга, уже финальный результат многодневных репетиций и многочасовой работы на площадке. При этом любой технический промах отражается исключительно на личной репутации артиста.
Отстаивая техрайдер, менеджер артиста может быть категоричным и резким. Легенды о склочных менеджерах рождаются как раз в таких случаях, когда идет битва за качество. От этого зависит не только впечатление зрителей, но и их безопасность.
Напоследок 10 выводов от Nice2CU о том, что важно в райдерах при подготовке концерта:
- Держите руку на пульсе по согласованию техрайдера с непосредственным организатором концерта. Технические подрядчики и ренталы могут формировать сетап и бюджет на техрайдер, исходя из своей позиции и взгляда, ведь непосредственный заказчик не всегда вовлечен во все тонкости технических вопросов и спецификации оборудования. Ваша задача – объяснить, в каких вопросах компромисс возможен, а в каких – нет.
- Закладывайте больше времени на саунд-чек. Если закончите раньше, прекрасно. Если площадка не готова и звукорежиссеру придется что-то «докручивать», то техническая команда скажет вам спасибо.
- Контролируйте промо. Иногда бывает, что «забыли» показать вам макеты афиш, и весь город будет любоваться постерами, которые созданы не по гайдлайнам и фирменному стилю.
- Составьте план работы со СМИ. С большинством из них вы можете пообщаться заранее и построить график подходов.
- Продумывайте детально всю логистику. Может смещаться график, бывают форс-мажоры и задержки рейсов, могут измениться планы, появиться новые идеи – вы должны быть готовы быстро реализовать их.
- Заложите в график время для короткого отдыха, ведь время настроиться и аккумулировать энергию перед выходом к многотысячной аудитории очень важно.
- Будьте гибкими, но принципиальными. По ряду вопросов действительно можно пойти заказчику навстречу. Чтобы все понимали друг друга и не было дискоммуникации, создайте с заказчиком и подрядчиками отдельную группу в мессенджере или чат в Telegram.
- Узнайте, где поблизости есть уютная студия, где можно поработать даже ночью. Вдруг именно в этой поездке артист испытывает вдохновение и запишет новый суперхит? Один из таких случаев у нас произошел, например, во время съемок реалити «Девочки рулят».
- Всегда снимайте на видео все, что происходит. Слушателям очень интересно знать, как живет и работает артист. Возможно, такой контент не пригодится вам сразу, но когда он будет действительно нужен, снять его специально будет не так уж просто.
- Создавайте максимально дружественную и уютную атмосферу в команде, продумайте объединяющие друг друга обеды/ужины/экскурсии, ведь артист, музыканты, балет, технический и административный департаменты, менеджмент артиста – все они вместе дарят настроение тысячам зрителей. Настроение в команде и уважительное отношение к каждому ее члену невероятно важны.
Помните, что концерты и туры – это всегда приключения. Если составлять райдеры грамотно, то эти приключения будут только приятными.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов колонки.