Фильмы, которые можно смотреть вечно: “Боевой гипноз против коз”
Каждую неделю bit.ua спрашивает разных людей о том, какой фильм они видели больше пяти раз и не прочь повторить еще столько же в десятой степени. В третьем выпуске журналист Юрий Марченко мучительно вычисляет, какую картину он смотрел чаще других, а какую может назвать любимой.
И по образованию, и по складу ума я стопроцентный гуманитарий. Поэтому когда мне предлагают сделать что-то, содержащее задачи вроде «посчитать» или «сколько», я слегка цепенею. Так, в общем-то, случилось и в этот раз. Любимый фильм, который я смотрел чаще и больше других. Непростой вопрос. Подозреваю, что любой человек на постсоветском пространстве чаще всего смотрел что-то вроде «Иронии судьбы» и «Джентльменов удачи». Но назвать эти фильмы любимыми? Вряд ли.
Этот фильм не нужно воспринимать слишком серьезно.
Или вот помню, как потрясла меня картина «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Если в двух словах пересказать сюжет, то зубы от скуки сведет даже фанатам монструозных телешоу вроде «Федеральный судья»: дюжина болтунов полтора часа сидят за одним столом и общаются на предмет судебного решения. Но при этом в диалогах столько драйва и напряжения, что ощущение, как будто смотришь, как Терминатор лупит Дарта Вейдера. Впрочем, пересматривал ли я это кино много раз? Кажется, нет.
Примерно та же история с классическими опусами вроде «Крестного отца» и «Хороший, плохой, злой». Я помню потрясающее, едва ли не физическое ощущение того, насколько великое произведение искусства я смотрю в этот момент, но «любимый фильм»? Не уверен.
Пожалуй, в золотую середину между «много смотрел» и «любимый фильм» у меня попадает только одна лента. Ее нет в мировых рейтингах, в прокате она прошла без особого шума, а название такое дурацкое, что я каждый раз чувствовал себя неловко, советуя ее друзьям: «Мужчины, которые смотрят на коз». У нас его еще переводили как «Безумный спецназ», но этот вариант, кажется, совсем не в тему – так может называться какая-нибудь третьесортная комедия, а не беззаботный, но тонкий и остроумный фильм.
Его снял Грант Хеслов, который в качестве актера работал в нескольких десятках картин, а в последнее время в основном известен, как соратник Джорджа Клуни по работе над «Мартовскими идами», а также «Доброй ночи и удачи». Неудивительно, что и в «Мужчинах» играет Клуни. Актерский состав вообще можно отметить – там ведь еще и Юэн МакГрегор, Джефф Бриджес, Кевин Спейси, Стивен Лэнг и прочие достойные люди.
Цитата:
— Подполковник Джанго тратил государственные средства на оплату услуг проституток…
— Это клевета!
— … И на покупку наркотиков для себя и своих людей.
— Это… Ну про шлюх-то однозначно клевета…
Действие крутится вокруг репортера, расследующего дело о сверхсекретном подразделении армии США, которое намеревалось добиться мира и гармонии на Земле при помощи паранормальных способностей и духовных практик. Облако тэгов для этой ленты выглядело бы примерно так: армия, Вьетнам, Кастанеда, Нью-эйдж, Ирак, наркотики, суперсолдаты. Ну и, конечно, юмор.
Этот фильм не нужно воспринимать слишком серьезно. Над грехами человечества здесь смеются беззлобно, а решение всех мировых проблем, кажется, выглядит элементарным: нужно просто перестать вести себя, как идиоты. Это сатира, воплощенная в форме лихого капустника, где именитые актеры с явным восторгом стебутся над киношными штампами и своими прошлыми великими ролями.
Я слабый человек, поэтому страшно люблю, когда авторы оставляют в своих произведениях «пасхальные яйца» – этакие отсылы к классике. Не похабные насмешки, как в вещах вроде «Очень страшного кино», а подмигивания к зрителям, мол, я знаю, что ты знаешь. Таких подмигиваний в «Мужчинах» очень много. Чего стоит хотя бы сцена, в которой МакГрегор, игравший известно где Оби Вана Кеноби, пьяненько икая, интересуется у Клуни, рассказывающего ему про суперсолдат: «А кто это такие – воины-джедаи?»
В итоге получается добрая, светлая и остроумная сатира на современный мир, где безумные деньги выбрасываются на не менее безумные проекты, а попытки добиться справедливости превращается в буффонаду. Фильм только лишний раз подтверждает, что нормальность всего окружающего серьезно переоценивается. Но разве нормально было бы относиться к этому слишком серьезно?