Cпецпроекты

Одобрямс: антивоенные и антитоталитарные фильмы российских кинорежиссеров, подписавшихся под политикой Путина


0 56 36

Screen Shot 2014-03-12 at 14.54.58

11 марта на сайте Министерства культуры Российской Федерации появилось открытое письмо поддержки деятелями искусства политики Владимира Путина относительно действия в Крыму и в Украине. В связи с этим странноватым событием мы решили напомнить нашим читателям о фильмах, которые сняли эти кинематографисты, а также рассказать о других антивоенных и антитоталитарных картинах из архива российского и советского кино.

Среди прочих письмо подписали и знаменитые кинорежиссеры: Владимир Хотиненко, Павел Лунгин, Владимир Бортко, и некоторые другие.

В их кинолентах говорится о совести, о сложности восприятия истории, о том, что пропаганда — это плохо, о том, что со злом нужно бороться. О том, что нужно, прежде всего, думать своей головой, а не одобрять действия политиканов и кукловодов, которые стремятся людей искусства использовать в своих корыстных и алчных целях. Но что делают при этом сами господа культурные деятели? Молчаливо соглашаются. Или не молчаливо.

Среди «подписантов» оказался также и знаменитый комик Геннадий Хазанов, который много лет назад высмеивал таких, как он сам, и его теперешние «товарищи по подписке». С его миниатюры мы, пожалуй, и начнем.

Геннадий Хазанов — «Одобрям»

Советский период

Любая антисоветская и антивоенная тематика официально в СССР была запрещена. Таких людей всегда «Осуждам» (с большой буквы), потому что они «потворствовали буржуазному Западу». Я сейчас не буду вспоминать Андрея Тарковского, который почти всю жизнь провел в трениях с советской властью, которому не смотря ни на что удавалось снимать по-настоящему гуманистические картины, на которых многие просто не высиживали — от скуки или от силы эмоций. Но нельзя обойти вниманием, например, фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Колотозова. Больную тему войны он поднял в абсолютно несвойственном для советского кино свете — призвал любить человека и просто помнить тех, кто отдал свои жизни за свободу и любимых. Вот финальная сцена из этого фильма.

«Летят журавли» — Финал

На Западе фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы, где СССР считали милитаристской страной. «Летят журавли» получил единственную за всю историю СССР Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а на Родине был проигнорирован.

Другой способ рассказать о преступности тоталитарной системы — описать это, как фантастику. Таким образом работали писатели братья Стругацкие. И таким же образом режиссер Алексей Герман еще в 1968 году решил снять по их книге «Трудно быть Богом» фильм. Вышел на экраны он только в этом году, но своей актуальности из-за последних событий совсем не потерял.

«Трудно быть Богом»

2013_08_12_zloba-german-rome

По сюжету, на другой планете царит темное средневековье. Повсюду грязь, разврат, рабство и нищета. За этим всем наблюдают люди с Земли в недалеком будущем, которые прямо в ход истории в чужом мире не вмешиваются, но помогают держать баланс, чтобы хрупкая цивилизация не уничтожила сама себя. У одного из наблюдателей в один прекрасный момент просто заканчивается терпение, и он пытается изменить жизнь людей к лучшему. Но что такое усилия одного человека против целого жестокого общества? Вопрос риторический.

Но ни Колотозов, ни Герман поддержку Путину не высказывали по одной простой причине — они уже не с нами. Так что их реакцию на сегодняшние события мы не узнаем. Зато знаем реакцию живых. Исполнитель главной роли в «Трудно быть Богом» Леонид Ярмольник, который в фильме измазывался бутафорской кровью, однозначно поддержал действия российских властей.  А Владимир Бортко, снявший в конце 80-х «Собачье сердце», видимо, так и не понял до конца, что означают фразы «Разруха, она в головах» и «Не читайте советских газет». Куда делись вдруг принципы, идеалы и мысли, которые позволяют создавать гениальные произведения искусства? Стоят ли они близости к распределительной системе государства?

Сцена из «Собачьего сердца»

Российский период

В новейшей истории российского киноискусства можно найти много работ, которые осмысляют историю России, делая неожиданные для зрителя выводы. Взять, например, фильм «Царь» режиссера Павла Лунгина. В центре событий здесь ополоумевший жестокий деспот Иван Грозный (Пётр Мамонов), при этом глубоко набожный. Он казнит невинных людей, лжет своим подданным, прикрываясь при этом религией и своей царской властью. Ближайший человек в его окружении — митрополит Филипп (Олег Янковский), который пытается напоминать царю о простых истинах, вроде добра и любви. В какой-то момент Ивану надоедает слушать священника, и государь приказывает заточить его в монастырь, чтобы дальше творить бесчинства.

«Царь». Пётр Мамонов в роли Ивана Грозного

blog_entry_51274

Описывая во многом похожую ситуацию в своем фильме пятилетней давности, Павел Лунгин также ставит подпись под «Одобрямом» (с большой буквы) Министерства культуры.

Или вот другой пример. Режиссер Владимир Хотиненко в 2010 году в своей картине «Поп» поднимает очень сложную для российской истории проблему Псковской миссии, когда священники во время Великой Отечественной войны открыли свои церкви на оккупированных немцами территориях для прихожан. Долгое время их считали пособниками нацистов, но этим фильмом они были реабилитированы, как люди, которые в трудные времена давали надежду беспомощным. Главную роль в этом фильме сыграл Сергей Маковецкий, который родился и вырос в Киеве.

«Поп»

 0_a9635_95e83ac9_XL

Хотиненко тоже подписал «Одобрям» (с большой буквы), а затем в интервью изданию «Сноб» по этому поводу сказал: «Все просто: люди имеют право говорить на том языке, на каком они хотят. Я за них волнуюсь, потому что, судя по всему, их ждут неприятности. Могу я ошибаться? Могу. Но сейчас это мое мнение».

Еще один фильм-исследование периода в российской истории — картина «Орда» режиссера Андрея Прошкина. Здесь рассказывается о вероломных и жестоких кочевых племенах, известных, как Золотая Орда. Они подчинили себе большую часть территории современной России и заставили платить им дань. Мать хана Орды внезапно ослепла. К ней приводят всевозможных лекарей и знахарей, но все бестолку. Тогда в Москву посылают гонцов за тамошним митрополитом, который должен приехать и исцелить мать хана под угрозой набега на город. С одной стороны здесь показывается, что ордынцы очень повлияли на ментальность современных жителей России, а с другой показываются отличия в этих культурах. С тех пор и борются в русской душе вероломство и совестливость.

«Орда»

img_ea6bc72c7ce84f1ac720e10ac91b2042

Андрея Прошкина среди подписантов замечено не было. Многие предпочитают разделять творчество человека и его политические или жизненные ориентиры, и часто я согласен с этим. Но когда авторы в своих произведениях занимают взвешенную, гуманистическую позицию, а в жизни принимают прямо противоположную, поддерживая агрессоров — это повод задуматься и стараться не повторять их ошибок. Ведь у каждого своя голова на плечах и каждый ответственен за себя и свои подписи.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: