Спецпроєкти

Космос снаружи и внутри: почему “Интерстеллар” – один из важнейших фильмов года


В прокат выходит, пожалуй, самый ожидаемый фильм года – “Интерстеллар” Кристофера Нолана. Владислав Недогибченко картину уже посмотрел и пытается не потеряться в ее космических масштабах. 

“Инстерстеллар” с ходу хочется назвать космической оперой, что бы там это словосочетание изначально ни значило. Именно оперой – со множеством переходов, резонансов, внезапных контрастов масштабного и личного. Историей человека (или человечества), одиноко болтающегося в холодном и отчужденном космосе. Буквально и фигурально.

В отличие от многих научно-фантастических сюжетов, человечество Нолана не собиралось ничего открывать и исследовать – в открытый космос его уводит грибок, уничтожающий зерновые культуры и ведущий к вымиранию цивилизации от банального голода. Спасение для нас всех лежит где-то там, за горизонтом, куда просто так не добраться.

Небольшая группа астронавтов должна отправиться во внезапно (и не случайно) открывшуюся вблизи Сатурна червоточину – якобы она ведет к трем планетам, одна из которых может стать для вымирающего человечества новой Землей.

18134bf5f0cd4fafa71185a256edec8e

Впрочем, сюжетный пересказ в случае с “Интерстелларом” – дело неблагодарное. Слишком часто он меняет темпы, настроения и даже жанр. Вполне блокбастерная история о спасении человечества уступает место эмоциональному надрыву, когда герой Макконахи смотрит видеосообщения, приходящие с Земли с опозданием в десяток лет. Но только ты перестраиваешься и начинаешь воспринимать “Интерстеллар” как драму об отцах и детях – как Нолан опять выдает режиссерский фокус и обращается к почти кубриковской метафизике. А между этим умудряется шутить от лица говорящего робота (уровень юмора – 75%), приставленного к экспедиции.

Сюжетный пересказ в случае с “Интерстелларом” – дело неблагодарное. Слишком часто он меняет темпы, настроения и даже жанр.

Раньше Кристофер Нолан удивлял всех главным образом умением выстраивать эффектные многоходовые головоломки – и тем самым как-то освежать киноязык. В “Престиже” бал правила и по сей день удивительная структура, в “Начале” к ней добавилась игра в драму. В “Интерстелларе” ко всему этому добавляется невиданная концентрация вроде бы простых, но именно поэтому главных человеческих истин.

ccd929fe39474b2bba5fa6405b24c2ec

Нолан удивительным образом чувствует сегодняшнее время на самых разных уровнях (и даже немного его опережает). Сегодняшний ренессанс интереса к космосу – только один из факторов. В этом смысле показательным является тот факт, что самым новаторским фильмом в смысле переизобретения нарратива вновь оказывается история о человеке, открывающем себя самого где-то на орбите – в прошлый раз это была “Гравитация” Куарона. И если в “Гравитации” человек спасался от космоса, перебираясь от одной хрупкой капсулы к другой, то в “Интерстелларе” его предназначение где-то в этом самом космосе и спрятано.

Как и Сандра Буллок в “Гравитации”, герой Макконахи по-настоящему заглядывает в глубины себя, только оказавшись в одиночестве посреди темной безжизненной материи. Где-то вне пространства и времени. Болтающийся в невесомости человек – песчинка в огромном космосе, пытающаяся найти свое место и предназначение.

kinopoisk.ru

“Интерстеллар” обманывает ожидания как глобально, так и в рамках почти трех часов экранного времени. Снова-таки, на всех уровнях. То превращаясь в аттракцион, то выдавливая слезу на грани комфорта, то пытаясь задать себе же вечные вопросы. Да что там говорить – даже музыка Ханса Циммера звучит так, что вы никогда бы не угадали, кто ее написал. 

“Интерстеллар” оставляет почти необъятное послевкусие, массой не меньшей, чем чёрная дыра. И еще раз напоминает о том, что все мы сделаны из звездного вещества. Но чтобы осознать это в полной мере, формул и математических значений будет недостаточно.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь