Больше, но не страшнее: впечатления от “Мира Юрского периода”
Владислав Недогибченко нашел в “Мире Юрского периода” куражный аттракцион, но понял, что для франшизы такого калибра этого уже недостаточно.
О том, чем был оригинальный “Парк Юрского периода” мое поколение знает не понаслышке и не из Википедии. Пиратские кассеты, наклейки на холодильниках, повальное рисование динозавров в тетрадках и одноклассника, который “вчера видел уже вторую часть, отвечаю” (хотя она еще была лишь в головах студийных боссов) – все это мы помним по сей день. Для детей 90-х больше значил только “Мортал Комбат”, да и то лишь благодаря более широкому диапазону носителей.
Затем был невнятный сиквел, потом – и вовсе какие-то безликие размышления на тему. А несколько лет назад оригинальный фильм юбилейно прокатили в кинотеатрах еще раз, и, надо сказать, испытание временем он выдержал. К 2015 году “Парк” вполне себе заработал достаточное количество очков наследия, чтобы к его духу воззвал то ли римейк, то ли продолжение – одним словом настоящий серьезный перезапуск, еще и с самим Спилбергом в продюсерском кресле.
“Мир Юрского периода” на этих рефлексиях активно играет, по делу и не очень. Начиная с сюжетных аналогий: родители отправляют двух пареньков (один ботан, другой бабник) на каникулы к родственннице – супер-менеджеру в огромном парке развлечений. В одной из начальных сцен сотрудник центра управления (уже само по себе сноска) светит ретро-футболкой парка 1992-го года и рассуждает о том, что вот тогда-то ребята делали благое дело, а не бабки на аттракционах заколачивали. Большой босс все меряет цифрами и сетует на то, что сейчас динозаврами детей не удивишь, поэтому пришлось создать супер-монстра, до которого даже природа не додумалась. Одним словом, фильм вводит зрителя в свою вселенную довольно спекулятивно, чтоб было сразу и всем понятно, о чем это мы тут. А если не понятно, то держите еще вот это и вот то.
Так ръяно намекая на связь с оригиналом, “Мир” сам напрашивается и на прямые сравнения.
Размаха у новой ленты явно прибавилось, из-за чего пришлось здорово урезать глубину. Нет, сильно злорадствовать тут тоже не стоит – в конце концов, оба фильма в свое время задумывались как великолепный аттракцион. Но если в 1992 году мы такого действительно еще не видели, то в 2015 задача усложнилась. Тогда “Парк Юрского периода” все же был вполне доходчивым месседжем о нашем месте в замысле природы и том, что бывает, когда берешь на себя роль создателя ради забавы. При том, месседжем довольно взвешенным, где каждый образ и сцена врезались в память или заставляли пугаться.
С задачей аттракциона (и это слово используется здесь без презрения) “Мир Юрского периода” справляется: Крис Пратт смешно шутит и гримасничает, динозавры выполняют сложносочиненные трюки, вместо самоуправляемого джипа на монорельсе дети гоняются с трицератопсами в большом стеклянном шаре.
На аттракцион здесь работают все – даже французский актер Омар Си (вы его видели в “1+1”) и корифей Болливуда Ирффан Хан. У тех же, кто ищет в “Мире Юрского периода” более глубокого соответствия культовости франшизы, непременно возникнут вопросы и к неправильно вытянутым эмоциям, и к условностям, и к карикатурным злодеям, и даже к тому, что сцена с мотоциклом оказалось слишком короткой.
“Мир Юрского периода” оказался достаточно куражным летним блокбастером, ни больше ни меньше. Ирония же в том, что озвучив в самом начале мысль о том, что современность – достаточно рассчетливая и порой беспринципная штука, “Мир” персонально стал отличной иллюстрацией этой самой мысли. А что касается оригинала – я до сих пор помню весь спектр чувств во время сцены на кухне. Вот бы как-нибудь снова такое пережить.