Cпецпроекты

Как менялся автоспорт и при чем тут Martini

авто
Автор: bit.ua

0 583 85

WMR_Side_Williams_DT_A2

kuda_sait (1)

1962-й. Тогда автоспорт был совершенно другим. Те, кто сейчас ворчит от того, насколько регламентированными и прагматичными стали автогонки (да и любой другой спорт), просто обязан найти записи заездов 1960-х — 1970-х. Взять, к примеру, Себринг, США. Трасса, проложенная в городе, по дорогам общего пользования, частично военной базе и аэропорту, один из старейших американских гоночных треков.

Легендарная трасса Себринг начинала свою жизнь как авиабаза ВВС США. С 1941 по 1946 год пилоты учились здесь летать на легендарных B-17. 

После войны авиационный инженер Алек Ульманн, находясь в поиске места для переоборудования военной авиатехники для гражданских целей, увидел потенциальную возможность использования взлётно-посадочных полос Hendricks’ для гонок на выносливость. Так начался Себринг, славящийся своим грубым покрытием и изнурительными заездами. В 1962 именно здесь началась и другая история — история команды Martini Racing, темной лошадки, впоследствии не раз оказывавшейся на пике славы автоспорта и его эволюции. По Себрингу колесила Alfa Romeo SZ Tronica — почти шпионский автомобиль тех времен.

1962_Zagato_Alfa_Romeo_Giulietta_SZ_Coda_Tronca_04

Alfa Romeo Tronica — первый автомобиль, с которым Martini Racing участвовала в Себринге. 

Но это было лишь начало. К концу 60-х Martini начали сотрудничать с легендой-призраком мирового автоспорта — Porsche. Сейчас вы не встретите болиды Porsche в «Формуле 1», когда-то они участвовали в королевской гонке не только в качестве поставщика деталей. В отношениях Porsche с автоспортом наблюдались две крайности — часто они участвовали и побеждали всех (к примеру,  на кольцевых гонках в Нюрнбургринге 550-й оставил всех позади, заняв первые 4 места), либо и вовсе на время уходили из чемпионатов.

Porsche всегда была командой, которую невозможно было спутать с кем-то даже визуально: за всю свою историю команда окрашивала свои гоночные автомобили только в серебряный цвет (за что они получили прозвище «серебряные стрелы»).

В 1971 Martini снова оказалась в нужном месте в нужное время — она спонсировала создание футуристического суперкара Porsche 917, выигравшего тогда 24 часа Ле-Мана. И еще бы он его не выиграл — автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 2,3 секунды, а до 200 км/ч — всего за 5,3 секунд. Максимально зафиксированная скорость 917-го составила 362 км/ч.

porsche01_1439719i

Porsche 917 в свое время был звездой Ле-Мана. 

1970-е и вовсе были ярким временем для автоспорта. Меньше ограничений, больше рисков, олдскульные коробки передач вместо нынешних пультов с кнопками. Тогда же блистает другая легенда «Формулы», которой больше с нами нет — английская команда «Брэбем». Martini заключает спонсорское соглашение с командой именно тогда, когда ее функционером становится Берни Экклстоун — нынешний глава «Формулы». Экклстоун купил «Брэбем» за 25000 фунтов — решайте сами, насколько это много для команды, которая уже спустя несколько лет взяла два чемпионских титула.

Впрочем, страсти бурлили не только на гладких трассах и в обтекаемых болидах. Конечно же, 1970-е и 1980-е — это и время угловатых машин, несущихся по бездорожью.

Впрочем, не стоит полагать, что ралли — детище второй половины ХХ века. Первым из великих стало ралли Париж-Бордо-Париж еще в июне 1895 года, выигранное Эмилем Левассором на Panhard.

Его время на дистанции 1178 км (732 мили), за вычетом перерывов, составило 48 часов и 48 минут, средняя скорость равнялась 24 км/ч. Всего восемь лет спустя, в гонке Париж-Мадрид 1903 года Фернан Габриэль преодолел дистанцию в 550 км (342 миль) меньше, чем за пять с четвертью часов, показав среднюю скорость в 105 км/ ч (65,3 миль/ч).

006

Lancia Delta S4 — раллийный чемпион с особой эстетикой 1980-х. 

Скорости росли как на дрожжах. После войны гонки стали популярными в Европе благодаря альпийским заездам. А в 1960-е раллийные гонки добрались и до Южной Америки — дистанции по 8000-9500 км стали реальностью.

В 1982 году в раллийных гонках выстреливает знаменитая итальянская Lancia. И да — Martini Racing снова тут как тут. Команда приложила руку к рассвету сразу нескольких культовых автомобилей. Знаменитая угловатая Lancia Delta S4 не только выигрывала титулы WRC в 1987, 1988, 1989 и 1991 годах, она в какой-то степени являлась зеркалом эстетики гоночных машин 1970-х. А сотрудничество Martini Racing и Lancia стало самым долгим (и одним из самых продуктивных) в истории компании.

1976-77

Красный Martini Brabham напоминает о временах, когда Формула была другой. 

Позже все будет иначе. Начнется культовое противостояние Айртона Сенны и Алена Проста, из-за чего Сенна не единожды попадет в аварию, последний раз — фатально. «Формула» столкнется с очередными изменениями в регламенте, а мировой спорт станет все более «денежным» и скандальным (чего стоит история с порнопленкой бывшего главны FIA Макса Мосли, после которой Porsche отказался возвращаться в F1, а сам Мосли ушел в отставку). Впрочем, автоспорт — не об этом. Он прежде всего об особом ощущении, которое всегда было и будет, стоит лишь включить телетрансляцию, услышать звуки двигателей и увидеть болид, входящий в поворот в рапиде.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: