Cпецпроекты

Дневники Одесского кинофестиваля: «Ангелы революции», Ева Нейман и иранские роуд-муви


0 606 17

kuda_sait

Владислав Недогибченко продолжает свой дневник из Одессы, где показали «Такси» Джафара Панахи, «Ангелов революции» Алексея Федорченко и «Песнь песней» Евы Нейман. 

Из-за того, что третий день выдался уж слишком специфичным, пришлось объединить его с четвертым. Специфичным, кстати, не в таком уж и однозначном смысле этого слова.

113776Сперва состоялся показ российских «Ангелов революции» — картины Алексея Федорченко, чьи «Овсянки» и «Первые на Луне» вы, возможно, видели. Федорченко и раньше тянуло к контрастам рационального и доведенного до абсолюта абсурда, и «Ангелы» — не исключение. Фильм рассказывает о группе советских максималистов-активистов, которые едут на север СССР окультуривать хантыйцев и ненцев, заставлять их рожать в предназначенных для этого местах, иметь свое мнение об авангарде и не развеивать религиозные предрассудки.

Хорошая новость в том, что после гегемонии фестивального серьеза Федорченко кажется таким себе русским Уэсом Андерсоном.

Конечно, не таким выверенным и концентрированным, но тут все познается в сравнении. При всей своей специфичности, «Ангелы революции» не лишены смыслов, но смотрятся очень легко, а это для конкурсной программы особая ачивка.

Сперва похожее впечатление создает и «Песнь песней» Евы Нейман — экранизация Шолома Алейхема, ставшая одним из самых востребованных показов конкурсной программы на данный момент. Это не удивительно — одесская эстетика в фильмах Нейман всегда была очень фактурной и лиричной.

113691

Начинается «Песнь песней» достаточно бодро, с обильным применением шоломалеймовских гэгов и ярких персонажей, и, как начинает казаться, даже с классической сюжетной формой. Но при хронометраже в 87 минут где-то ближе к концу успевает уйти в беспробудную бесстыжую лирику, забывая о форме в принципе.

«Песнь» выглядит очень атмосферно, но по части смотрибельности повторяет судьбу многих украинских фильмов. В английском языке для таких случаев есть выражение self contained. 

То ли дело иранцы.

114053

Четвертый день принадлежал по большей части им, и оказался лишним подтверждением того, что иранское кино недооценено даже в среде кинолюбителей. На фестивале, впрочем, с этим не было проблем. Так вышло, что оба показанных фильма оказались роуд-муви, очень разными и в месседжах, и в изобразительной культуре, но одинаково изобретательных.

Начнем с «подпольного блокбастера», ради которого не жалко было сидеть на полу в проходе кинозала, как в молодые годы, так как мест не осталось совсем. Это «Такси» Джафара Панахи — одного из важнейших лиц «новой волны» иранского кино. Для того чтобы понять всю соль, надо знать предысторию.

115417

Панахи давно стал видной фигурой международных фестивалей, получал призы Канн и Венеции, а в 2010 после демонстраций во время иранских выборов был арестован и получил запрет снимать кино в течение 20 лет, выходить из дому, а затем выезжать из страны. Результатом этих событий сначала стал фильм с говорящим названием «Это не фильм», который вывозили из Ирана контрабандой на флешке, спрятанной в торте ко дню рождения. В принципе, вот тот информационный минимум, который нужно знать о Панахи перед просмотром «Такси».

С поправкой на все эти реалии ничего кроме восхищения «Такси», снятое на автомобильный регистратор, вызвать не может.

Это простое, кино, состоящее из зарисовок окружающей Панахи жизни, но каким-то чудным образом приводящее зрителя ко вполне академической развязке. Кино, лишенное нагромождений и претенциозности, которое может стать образцом для молодых кинематографистов в любой стране мира. Не говоря уже о том, что Панахи удается сохранять в подобных условиях очень живой юмор и способность делать создавать важнейшие произведения буквально на коленке.

113719

Другой фильм — показанное ранее на Берлинале «Атомное сердце». Если Панахи передвигается по Тегерану и просто становится свидетелем чужих историй, то дебютант Али Ахмадзаде разыгрывает гораздо более сложную карту мистического реализма. В его роуд-муви мы наблюдаем за двумя девушками, которые едут по ночному городу после очередной гулянки. В какой-то момент они попадают в ДТП, как вдруг из ниоткуда появляется такой себе Дэррил ван Хорн, настоятельно предлагающий деньги на возмещение ущерба.

113720

После этого поездка лишается милого дружеского трепа и пьяного пения песен в автомобиле, зато обрастает диалогами о Саддаме, современном мире и всяких невероятностях.

Звучит странно, но на деле «Атомное сердце» умело обходит то, за что многие ненавидят фестивальное кино.

Здесь живые персонажи, честный язык, правильная пропорция исключительных событий, отличная игра актеров и отсутствие вопроса «Что это, блин, было?». Но и четкое понимание того, что такого больше никто не сделает.

После всего этого невольно вспоминаешь то, как наши кинематографисты зачастую пытаются рассказывать столь неочевидные истории. Пока что 1:0 в пользу Ирана.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: