Cпецпроекты

Дневники Одесского кинофестиваля: «Лобстер» и ужасы в Skype


0 1917 35
kuda_sait

Владислав Недогибченко пишет о своих впечатлениях из Одессы, где проходит шестой международный кинофестиваль. 

Большой соблазн начать дневник гэгом о том, как на открытии все подтрунивали над минстром культуры Кириленко, будто бы вышедшим на «разгорев» перед осыпанным овациями Саакашвили. Или лирическим отступлением о том, что с утра в городе зарядил дождь, но к вечеру атмосфера солнечной Одессы вернулась.

Но чтобы никого не стошнило, предлагаю перейти сразу к делу.

lobster2-xlarge

Так случилось, что Одесский кинофестиваль — первая и единственная внятная возможность посмотреть множество каннских премьер для тех, кто не доехал в Канны. Так произошло и в первый день фестиваля — он был главным образом ознаменован собравшим аншлаг показом «Лобстера», нашумевшей фантасмагорией интересного грека Йоргоса Лантимоса с усатым и пузатым Колином Фаррелом.

Вселенная «Лобстера» — наше недалекое будущее, в котором многим придется нелегко, потому что здесь запрещено быть одному.

Всех неженатых и не состоящих в отношениях отправляют в Оруэлл-style отель, где им дают 45 дней на то, чтобы они нашли себе пару. В противном случае их превращают в животное (которое они предварительно сами выбирают).

5555fc9e1aaec7043ea4aa08_cannes-film-festival-2015-the-lobster-colin-farrell

Это второе доказательство того, что в будущем Лантимос вполне может стать одним из главных европейских оригиналов. В 2009 году на «Оскар» уже номинировали его «Клык», в котором тоже царили прямо-таки кафкианские страсти — фильм рассказывал о молодых людях, которых родители никогда не выпускали за пределы своего дома, воспитывая в полностью тепличных условиях.

Но если «Клык» содержал себе множество вещей, о которых обычно раздражительно говорят «Ой, ну европейское кино», то «Лобстер» гораздо больше работает на зрителя.

При всей убедительности антиутопических настроений, он отлично смотрится и как жестокая сатира, и даже как комедия. В правилах человеческих отношений по «Лобстеру» мало что меняется даже при таких тоталитарных законах. Если верить Лантимосу, людям никогда не перехочется друг над другом издеваться (и иногда — друг друга любить), даже если под страхом страшных наказаний запрещено и то, и другое.

unfriended-horror-movie

Другим очень занятным разбором человеческих отношений стало кино отнюдь не авторское, а самое что ни на есть «для всех». Вне конкурса на ОМКФ показали «Убрать из друзей» — первый т.н. десктопный триллер, после которого вы больше не сможете пользоваться скайпом и фейсбуком как раньше.

Действие Unfriended полностью происходит на экране компьютера, и вы не поверите, насколько изобретательным можно быть, даже добровольно загнав себя в такие рамки. 

Мы видим рабочий стол девушки, которая смотрит кустарное видео самоубийства своей подруги в годовщину ее смерти, а затем созванивается по конференц-связи со своими друзьями. По ходу дела мы понимаем, что покойная была не самым лучшим человеком, но до трагичного исхода ее довели одноклассники и друзья, запостившие в сеть позорные видео со слишком веселой (читай — невеселой) вечеринки. Тут в общий чатик стучится некто, подписанный именем умершей и начинается massacre.

218828-unfriended

Первые слова, которыми хочется охарактеризовать «Убрать из друзей» — это «Ведьма из Блэр» XXI века. Тут даже главную героиню зовут Блэр Лили, а ее подругу, кстати Лора Барнс — намеки вроде как вполне прозрачные. Кино, снятое всего за миллион, и блестяще разыгранное неопытными актерами, уже окупилось сорок шесть раз и наконец  предложило свежий взгляд на тему мокьюментари ужастиков. Спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и снятый Ливаном Габриадзе, «Убрать из друзей» действительно поражает выверенностью темпа, постоянным саспенсом, убедительностью молодых ребят в кадре и тем, насколько же малой кровью сегодня можно снимать весьма изобретательные истории.

Смайлики и уведомления новых сообщений здесь вселяют не меньше ужаса, чем изощренные способы мести покойной Лоры.

А еще лишний раз напоминают, что интернет — довольно стремное место, где ошибиться очень легко.

Еще можно вспомнить суицидальный тинейдж-муви «Бриджэнд», но поверьте — вам это не нужно. А с утра показывали «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — Кончаловском в лучшем смысле, но его вы скорее всего уже успели посмотреть.

По вечерам на Ланжероновском спуске и Потемкинской лестнице здесь показывают гиперклассику вроде «Гражданина Кейна» или «Человека с киноаппаратом», но попасть на показы не так-то легко — к началу сеанса все лестницы облепляются жаждущими черно-белого и вечного до отказа. Впрочем, зрелище стоит того, иначе где еще посмотреть Орсона Уэллса на большом экране? А теперь надо идти, простите, спать, потому что завтра начнется украинское кино, а это, знаете ли, не так просто как кажется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: