Спецпроєкти

Дневники Одесского кинофестиваля: “Русский дятел”

kuda_sait

Владислав Недогибченко посмотрел “Русского дятла” – украинско-британско-американский фильм о Чернобыле, который уже получил приз Санденса – и решил посвятить выпуск дневников только ему. 

Режиссер и продюсер Чед Грация после показа сказал, что сперва задумывался о фильме на несколько минут за пару тысяч долларов с собственной кредитки, но после того, как поговорил с Федором – главным героем повествования, история разрослась до полного метра. И слава Богу – “Русского дятла” показывали поздно, что, однако, не помешало ему затмить другие впечатления дня и вызвать бурные дискуссии после сеанса.

15299-5-1100

“Русский дятел” рассказывает не столько о Чернобыльской трагедии, сколько о другой загадке, находящейся неподалеку. Это загоризонтный радиолокатор “Дуга” – гигантский памятник не только советского прошлого, но и мышления. “Дуга” строилась как система раннего обнаружения баллистических ракет, стоила невменяемых денег, но с самого начала работала проблемно, а затем начала отправлять в западные эфиры характерный стук непонятного происхождения, похожий на стук дятла по дереву.

На Западе о цели странного сигнала выстраивали самые разные догадки – вплоть до того, что “совок” всех хочет превратить в зомби. В принципе, не так уж далеко от правды. 

Но создатели “Русского дятла” копаются в другой теме – как загадочная постройка (вернее, ее несостоятельность) могла быть связана с непосредственно взрывом на ЧАЭС.

Если на первый взгляд “Дятел” – вполне себе каноническая документалистика на до сих пор не освещавшуюся тему, то уже совсем скоро становится понятно, что это прежде всего рефлексия, созданная на колоссальном энтузиазме. Вдруг откуда ни возьмись в сюжет вплетается на первый взгляд невероятная конспирология, которая, однако, очень быстро заставляет воспринимать себя всерьез. Может ли оказаться так, что взрыв – на самом деле результат растраты и одного телефонного звонка?

31952_Cfest_russianwoodpecker_613x463

“Русский дятел” – отличный образец того, как можно делать большое кино силами буквально нескольких человек, отлично работая с архивами и собирая доступный материал по крупицам.

Но даже это не самое главное – в какой-то момент фильм из таких себе раскопок советского периода превращается в очень искренний манифест против разрухи в головах, системы лжи и идеологических вирусов нашего прошлого.

В его кадрах прекрасно воссоздана картина другого мира с другими людьми, гораздо менее глобализированными, привыкшими не доверять друг другу, заложниками параноидальных решений собственных правительств.

75

Да, местами “Дятел” перегревает факты эмоциями и спекулирует на чувствах, но честно признается в том, что здесь первичен не факт (потому что факт исчез вместе с архивами), а история человека, борющегося с тупой циничной системой, способной на жуткие вещи ради самовоспроизведения. Именно поэтому кадры из Чернобыльской зоны здесь соседствуют со сценами Майдана – хроникой борьбы с другой системой, имеющей, в общем-то, те же самые корни.

Призрак империи не добит, а потому всегда требует реванша. 

Система советско-имперского мышления по “Дятлу” не только страшна, но и дико абсурдна, и это прекрасно видно по зажатым и до сих пор ангажированным синхронам того поколения, которое эту самую систему выстраивало – совсем не под стать живым и открытым интервью, к которым мы привыкли в западной документалистике. Да и в конце концов – тот факт, что при всей античеловечности этой системы в этой стране до сих пор находятся те, кто ее прямо или косвенно исповедует, говорит лишь о том, что “Русский дятел” – очень важное кино для сегодняшней Украины.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь