Cпецпроекты

Дневники Одесского кинофестиваля: «Русский дятел»


0 1020 29

kuda_sait

Владислав Недогибченко посмотрел «Русского дятла» — украинско-британско-американский фильм о Чернобыле, который уже получил приз Санденса — и решил посвятить выпуск дневников только ему. 

Режиссер и продюсер Чед Грация после показа сказал, что сперва задумывался о фильме на несколько минут за пару тысяч долларов с собственной кредитки, но после того, как поговорил с Федором — главным героем повествования, история разрослась до полного метра. И слава Богу — «Русского дятла» показывали поздно, что, однако, не помешало ему затмить другие впечатления дня и вызвать бурные дискуссии после сеанса.

15299-5-1100

«Русский дятел» рассказывает не столько о Чернобыльской трагедии, сколько о другой загадке, находящейся неподалеку. Это загоризонтный радиолокатор «Дуга» — гигантский памятник не только советского прошлого, но и мышления. «Дуга» строилась как система раннего обнаружения баллистических ракет, стоила невменяемых денег, но с самого начала работала проблемно, а затем начала отправлять в западные эфиры характерный стук непонятного происхождения, похожий на стук дятла по дереву.

На Западе о цели странного сигнала выстраивали самые разные догадки — вплоть до того, что «совок» всех хочет превратить в зомби. В принципе, не так уж далеко от правды. 

Но создатели «Русского дятла» копаются в другой теме — как загадочная постройка (вернее, ее несостоятельность) могла быть связана с непосредственно взрывом на ЧАЭС.

Если на первый взгляд «Дятел» — вполне себе каноническая документалистика на до сих пор не освещавшуюся тему, то уже совсем скоро становится понятно, что это прежде всего рефлексия, созданная на колоссальном энтузиазме. Вдруг откуда ни возьмись в сюжет вплетается на первый взгляд невероятная конспирология, которая, однако, очень быстро заставляет воспринимать себя всерьез. Может ли оказаться так, что взрыв — на самом деле результат растраты и одного телефонного звонка?

31952_Cfest_russianwoodpecker_613x463

«Русский дятел» — отличный образец того, как можно делать большое кино силами буквально нескольких человек, отлично работая с архивами и собирая доступный материал по крупицам.

Но даже это не самое главное — в какой-то момент фильм из таких себе раскопок советского периода превращается в очень искренний манифест против разрухи в головах, системы лжи и идеологических вирусов нашего прошлого.

В его кадрах прекрасно воссоздана картина другого мира с другими людьми, гораздо менее глобализированными, привыкшими не доверять друг другу, заложниками параноидальных решений собственных правительств.

75

Да, местами «Дятел» перегревает факты эмоциями и спекулирует на чувствах, но честно признается в том, что здесь первичен не факт (потому что факт исчез вместе с архивами), а история человека, борющегося с тупой циничной системой, способной на жуткие вещи ради самовоспроизведения. Именно поэтому кадры из Чернобыльской зоны здесь соседствуют со сценами Майдана — хроникой борьбы с другой системой, имеющей, в общем-то, те же самые корни.

Призрак империи не добит, а потому всегда требует реванша. 

Система советско-имперского мышления по «Дятлу» не только страшна, но и дико абсурдна, и это прекрасно видно по зажатым и до сих пор ангажированным синхронам того поколения, которое эту самую систему выстраивало — совсем не под стать живым и открытым интервью, к которым мы привыкли в западной документалистике. Да и в конце концов — тот факт, что при всей античеловечности этой системы в этой стране до сих пор находятся те, кто ее прямо или косвенно исповедует, говорит лишь о том, что «Русский дятел» — очень важное кино для сегодняшней Украины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: