“Иррациональный человек”: еще один Вуди Аллен
Владислав Недогибченко пишет об “Иррациональном человеке” Вуди Аллена, который с 1982 ежегодно снимает по фильму и, похоже, не намерен останавливаться.
Последние тридцать лет Вуди Аллен стабильно снимает по фильму в год, потому неудивительно, что очень многие его работы напоминают его же рассказы. И буквально, и настроенчески. К примеру, всем полюбилась “Полночь в Париже”, но немногие знают, что это весьма красноречивая реинкарнация рассказа “Случай с Кугельмасом”, в котором профессор классической литературы крутит роман с мадам Бовари.
Так что неудивительно и то, что с каждым новым разом Вуди Аллена все сложнее и сложнее конструктивно анализировать – с течением лет он создал в мировом кинопроцессе феномен собственного имени, в котором нет конкурентов, образцов или неудачных примеров жанра. Это реальность, полностью и безраздельно принадлежащая одному человеку.
Очевидно, ощущая в этом смысле свои особые привелегии, Аллен может позволить себе немного позерствовать, доводя интеллектуальные гэги до неприличной буквальности.
В “Иррациональном человеке” речь идет о профессоре философии, естественно, пьющем и потерянном, естественно, в состоянии экзистенциального кризиса.
И естественно, он мечется между двумя женщинами, каждая из которых выполняет в его жизни определенные функции. В один прекрасный день к нему очень неожиданно возвращается жажда жизни, правда, женщины к этому всему имеют несколько опосредованное отношение (а затем и вовсе начинают только мешать). Схема известна, особенно для тех, кто уже видел фильмы Вуди.
Единственная определенная мысль, которая приходит в голову в таком плодотворном потоке творчества Аллена, – это то, что его фильмы можно разделить на “обязательные” и “необязательные”. Причем, и те и другие умудряются быть одинаково харизматичными. Обязательные – это “Полночь в Париже” и “Мечта Кассандры”, необязательные – это “Сенсация” и “Ты встретишь таинственного незнакомца”.
“Иррациональный человек” относится ко вторым, хоть и может похвастаться отличными работами Хоакина Феникса (с верно подмеченным возрастным животом), Эммы Стоун и Паркер Поузи, обаятельным и самокритичным интеллигентным юмором и четкостью театральной пьесы.
Это один из тех фильмов, которые воспринимаешь как треп между людьми в шерстяных джемперах с бокалами ламбруско и внушительной библиотекой на заднем фоне. С ними просто приятно находиться рядом.
Во всем остальном “Иррациональный человек” – еще один фильм Вуди Аллена, но это неважно, потому что на 2016 год у него уже запланирован пока безымянный сериал и, естественно, еще один фильм.