Парня в горы тяни: впечатления от “Эвереста”
Владислав Неогибченко посмотрел на неравный бой человека и природы в “Эвересте” и спешит поделиться впечатлениями.
На Эверест лезут все, кому не лень. Для тех, кто раньше смотрел фильмы про мстящую природу, эти “все” – хорошо знакомые архетипы. Во главе группы Роб Холл (Кларк) – обычный мужик, пытающийся заработать копейку на любимом деле, но вроде как с принципами. Или вот Бэк Уизерс (Бролин), выпендривающийся техасец, от которого непонятно чего можно ждать. Есть еще Скотт Фишер (Гилленхол) – хиппи с флягой от мира профессионального альпинизма. И куча тех, кто появляется в кадре реже – японка (она же единственная женщина в команде), журналист Кракауэр, который обо всем этом напишет, женская артиллерия в лице Киры Найтли и Робин Райт, которые хоть на Эверест и не лезут, но убедительно переживают за своих мужиков на разных концах Земли.
Над всеми этими сугубо жанровыми персонажами можно беззлобно подшучивать до тех пор, пока до тебя не доходит тот факт, что и Фишер, и Холл, и Уизерс, и все остальные альпинисты, половина которых навсегда осталась там, в горах, – это вполне себе реальные люди. До журналистов, например, этот факт окончательно дошел благодаря тому, что прокатчик, честь ему и хвала, пригласил на пресс-показ украинских альпинистов Бершова, Горбенко и Валеню, которые не только сами поднимались на Эверест, но и знали Фишера и Холла лично.
Фильмы жанра “природа-начинает-гасить-группу-людей-которым-некуда-бежать” – штука, от которой веет детством как в хорошем, так не в очень хорошем смысле слова.
Этот жанр всегда приковывает к экрану, но взамен почти наверняка пестрит сюжетными клише и пошлыми постановочными методами. Тем приятнее, что Бальтазар Кормакур, главный представитель Рейкьявика в мировом кинематографе, сумел сделать из “Эвереста” не только убедительный приключенческий триллер, но и более или менее взрослую драму.
К тому же, Кормакур и сам не первый раз пытается применить свой еще не замыленный взгляд к жанровому кино, предлагая не совсем затасканную Голливудом тематику. Набрав актерскую команду all-stars и воззвав к магии IMAX, Кормакур делает “Эверест” фильмом, где визуальная часть выполняет не просто функцию приправы к поп-корну, а действительно погружает в предлагаемые обстоятельства. Фильм выглядит и ощущается отлично, и речь идет не только о визуальных эффектах: картинка “Эвереста” в конечном итоге дает хорошо прочувствовать собственную незначительность на фоне почти демонической горы.
В одной сцене журналист Кракауэр говорит всем остальным: “Это дорого, это заставляет жен нервничать, это может убить. Так зачем?”. Ответить так сразу вряд ли получится, но спасибо уже на том, что прокатный блокбастер такие вопросы вообще способен поставить.