5 арт-инсталляций, которые легко спутать с обычным хламом
«Куда мы идем танцевать этим вечером?», – так называлась арт-инсталляция из конфетти, сигарет и пустых бутылок из-под шампанского, которую уборщицы итальянского музея Bozen-Bolzano по ошибке приняли за мусор и выбросили. Копнув глубже, мы поняли, что такие случаи не одиночные, а количество объектов искусства, которые можно выдать за что угодно, кроме, собственно, искусства — неуклонно растет. О самых необычных из них — в нашей подборке.
Искусство на бельевых веревках
Финская художница Kaarina Kaikkonen неравнодушна к бытовым зарисовкам. Большинство её работ — это развешенное на веревках в определенном порядке белье (преимущественно, мужские рубашки). Грань между творческим замыслом и его восприятием зрителями очень тонка, поэтому многие либо не воспринимают работы художницы всерьез, либо … просто не замечают их на фоне городских джунглей.
Ради сравнения, выше фото Дхоби Гат – самой большой индийской прачечной под открытым небом в мире.
Сигнал для уборщиц
Несколько лет назад член совета итальянского городка Бари пожаловался на тот факт, что уборщица музея выбросила экспонаты на общую сумму в 10 тысяч евро.
Искусство представляло собой бумагу и картон, разбросанные по залу так, словно сюда недавно кто-то переехал. Не знаем, что сказали бы искусствоведы, но уборщица не сочла инсталляцию достаточно убедительной, чтобы не попытаться ее выбросить.
Искусство и тлен
Густав Метцгер был, наверное, одним из первых художников, решивших использовать мусор в качестве инсталляции (1960-й год!). И если еще сегодня клининговые службы всего мира сомневаются, стоит ли выбрасывать подвернувшийся возле картины пакет с мусором, то раньше таких вопросов даже не возникало. Работа Мецгера «Первая общественная демонстрация автодеструктивного искусства» исключением не стала, благополучно перекочевав из импровизированных подмостков в соседнюю урну.
В работе автор пытался показать свое видение искусства в его конечной стадии — разрушения. Забавно, что конфуз объяснили отсутствием музейного ограждения возле мешка. Наверное, поэтому после реставрации мешок закрепили висеть на стене.
Мона Лиза после апокалипсиса
Как-то так можно одним словом описать картины американской художницы Валери Хегарти. Разбитые, расстрелянные, сожженные, отданные во власть природы, эти работы (часто — известные репродукции) выглядят так, словно частично уцелели после всемирной катастрофы. Художница признается, что раньше пыталась даже планировать метаморфозы, происходящие с её инсталляциями, но потом отказалась от этого в пользу времени и природы. По словам Валери, её работы даже более правдоподобны, чем их идеализированные версии. Может и так, но убережет ли это их от душевной простоты очередной техработницы?
Пожарные-снобы
Если вы подумали, что главной угрозой музейным экспонатам являются уборщицы, то нет — есть еще пожарные. Попасть под их горячую руку «повезло» немецкому художнику Хольгеру Штарку, создавшему в Нойбранденбурге инсталляцию из древесных отходов под названием «Риск». Работа действительно оказалась рисковой — власти города сочли небезопасным нахождение на территории музея 17-метровой груды щепок и опилок и предложили разобрать её почти за неделю до официального окончания выставки. Хольгер, плотник по профессии, заявил, что пожар может случится и в ратуше, но с аргументом не угадал и уже на следующий день демонтировал конструкцию со своей командой.