Cпецпроекты

15 мыслей о кино: Сергей Лозница


0 302 31

1491610255_DSC_0650

Фото: P&I Films Distribution

Недавно в рамках Киевской биеннале украинский режиссер Сергей Лозница прочел две лекции о документальном кино. Антон Черничко записал ключевые мысли режиссера о документальном кино из его первой лекции.

Для меня принципиально отсутствие диалогов и каких-либо комментариев к фильму. Со времен моего студенческого фильма и до сих пор.
Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Я считаю, что все, что можно выразить при помощи изображения и звука (я имею в виду звук, как музыкальный поток, отдельную композицию, не как нарратив), все это должно быть использовано, чтобы воплотить идею. И если вы уже не можете этого сделать — поскольку не все возможно представить в виде звука, музыкального ряда — тогда приходится использовать слова.

Хотя я стараюсь и в игровых картинах тоже нещадно резать диалоги. Если это, конечно, не поэзия.

У каждого фильма есть длина. Фильм живет во времени. С каждой минутой у вас либо расправляются крылья, либо накапливается усталость. А зависит это от того, каким образом вы разложите мысль, которая воплощена в изображении.

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Мы должны что-то держать в тайне, что-то потом дорассказать. Потихоньку раскрывать пространство: сначала чуть-чуть, потом больше, за счет этого вы можете продержаться.

Снимок экрана 2015-10-26 в 11.41.25

Кадр из фильма «Майдан»

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Я очень часто использую в  своих картинах прием, когда нечто очень романтичное, пафосное, возвышенное сталкивается с чем-то очень брутальным, жестким. Например крик-призыв к Всевышнему и звук железа.

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

В монтаже я стараюсь использовать такой принцип, чтобы при группировке кадров можно было составить некую смысловую фразу. Не просто какой-то набор кадров, а кадры, близкие по тематике, сочетающиеся друг с другом. В принципе, это не так далеко от принципа азбуки Морзе, когда выстраивается музыкальная композиция.

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

После своего первого студенческого фильма («Сегодня мы построим дом») я сформулировал, каким должен быть финал картины: неожиданным и ожидаемым одновременно.

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Есть несколько вещей, которые я понял за это время (карьеру). Сам по себе кадр несет в себе смысл того, что изображено в нем, какой-то буквальный смысл, например: «человек переворачивает доски». А с другой стороны – он несет в себе тот смысл, который этому кадру придается. Благодаря монтажу, благодаря тому, каким образом это снято, благодаря месту этого кадра в картине, сопутствующему окружению, в том числе интонации, которая задается целым рядом обстоятельств.

Звук, на мой взгляд, работает гораздо сильнее изображения.

Обычно я делал картины в тех местах, которые были мне совершенно неизвестны, которые поражают человека, которые притягивают, манят и которые хотелось бы открыть для себя.

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Чем больше снимаешь, тем больше открываешь для себя формальных тем. Каждая предыдущая картина влечет за собой следующую. И часто следующая является реализацией идеи, которая не была воплощена в предыдущей картине. Я имею в виду формалистическую сторону, потому что для меня гораздо важнее то, каким образом делать нечто, чем само нечто. Собственно, язык в данном случае является и смыслом высказывания. То есть форма и описание являются и смыслом высказывания. С этим можно спорить, но пока что я практикую такой подход.

-08FkJ55JAFTbeBnFZryBA

Кадр из фильма «В тумане»

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Часто случается, что, видя какой-то предмет или явление, у нас создается ощущение, что это интересно. Но совсем не обязательно, что это будет интересно в кадре. Поэтому необходимо пробовать всегда. Это прекрасно знают режиссеры по кастингу. Иногда человек, который впечатлил вас в жизни, вдруг… Это магия на самом деле. Яркий пример – «Лола Монтес» Макса Офюльса, где он ошибся в выборе актрисы. Потрясающая картина, которую рекомендую к просмотру – он пригласил на главную роль женщину, в которую видимо был влюблен, она была первой красавицей Парижа, и в эту картину вложили огромные деньги. Это был, по-моему, первый такой блокбастер французский. И картина вдруг не пошла. А почему? А потому что фильм блестящий, а она – нет. От нее нет этой энергии.  

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Поразительно, насколько человек опасается быть объектом фиксации. В принципе, съемка другого — это вторжение, и когда вы ставите камеру, вы провоцируете пространство, не важно, готово оно быть снятым или нет.

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Я помню, один мой знакомый снимал в вытрезвителе. В Минске. Он снимал мужчину,  которого туда привели и этот мужчина, еще пьяный, он все же почувствовал, что милиционеры смущаются съемки. Так как приятель мой снимал непрерывно, мы можем быть свидетелями того, как это знание овладевает им, как оно начинает проявляться, как он вдруг вспоминает, что он человек, которого нельзя бить, что человек  — это звучит гордо. И после этого он ходит за двумя милиционерами, которые от него пытаются уйти, это в вытрезвителе вообще-то.

В результате он их так достал, что они его выгнали и заперлись сами. Вот великолепный пример, который показывает, как камера может влиять на поведение людей.

Обратите внимание, как при последних событиях (я имею в виду Майдан) человек с камерой вдруг становится вне событий для двух сторон. Камера сама по себе и вообще взгляд через эту ее ширму в какой-то степени является защитой от мира. 

Снимок экрана 2015-07-21 в 10.06.34

Последние два месяца я снимал в местах, где раньше были концентрационные лагеря в Германии. Что меня поразило, я такого не ожидал увидеть: практически все люди подходят к этим воротам, где написано «Arbeit macht frei», что значит «Труд освобождает» и делают кадр: себя с этой надписью. Геббельс победил. Это вообще серьезная тема для исследований для антропологов, что за этой надписью стоит. А ведь в этих местах страдали люди, здесь их пытали. И вот они ставят между собой и этими местами камеру и ходят все снимают. Я уверен, что никто это не будет смотреть потом, но это такой вот феномен, в котором мы сейчас живем, как это ни странно.

 

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: