Cпецпроекты

Есть ли жизнь на Марсе: впечатления от «Марсианина»


0 534 34

martian-gallery13-gallery-image

Владислав Недогибченко о «Марсианине» — блокбастере о парне, сажающем на Марсе картошку, который лишний раз доказывает, что гики — это новые герои. 

Штатный день миссии «Арес-3» на Марсе. Кто-то собирает образцы почвы, кто-то проверяет технику, кто-то сидит в жилом модуле и следит за прогнозом погоды, все шутят по рации. Но это вам не Земля — бури тут налетают слишком внезапно и способны круто изменить планы — экипаж решает убраться с планеты раньше задуманного, но в условиях плохой видимости и хаоса вокруг теряет ботаника Марка Уотни (Деймон). Ботаникам вечно не везет. Теперь Уотни придется вкусить прелести марсианского одиночества и выжить на планете, пока все считают его мертвым.

01/4

Вряд ли можно назвать случайностью тот факт, что третий год подряд самыми важными и двигающими жанр вперед блокбастерами оказываются картины о космосе. Почему бы им не быть о космосе, когда NASA выкладывает снимки Плутона, все твердят о колонизации Марса, а ребята вроде Илона Маска пытаются вывести человека за пределы земной атмосферы в обход правительственных программ? В 2013 таким фильмом была «Гравитация», год спустя — «Интерстеллар». «Марсианин», впрочем, выбивается из их рядов.

Космос — тема, на которой у каждого автора включается режим Кубрика и просыпается соблазн с головой нырнуть в метафизику.

Женщина, парящая лишь в нижнем белье в крохотной консервной банке посреди орбиты. Мужчина, которому нужно прогрызть пространство и время, чтобы узнать священную связь всего и всех в этой грешной Вселенной. Колыбель жизни, одиночество посреди бесконечности, пустота снаружи и внутри, вот это все. Так вот, «Марсианин» от этой схемы отходит, и становится образцом космического фильма для и про технарей.

01/4

Этим же брала и книга-бестселлер Энди Вейра, встряхнувшая книжный мир несколько лет назад. Его материал — это скорее технический журнал, чем космогонические мемуары. У астронавта Уотни нет времени на размышления о жизни — ему надо сажать картошку, передавать сигналы и синтезировать воду. Сделал это — продлил кинематографический саспенс еще на какое-то время. Не сделал — умер. Все просто.

В такой внешней простоте кроется и личное спасение режиссера Ридли Скотта — человека, чья страсть к гигантомании не раз играла с ним злую шутку.

В «Марсианине», он, что называется, вспоминает молодость, и вместо Моисеевых откровений много (и не натянуто) шутит, ставит «Аббу» и даже берет Джеффа Дэниелса на роль директора NASA. Если первоисточник еще можно было упрекнуть в том, что он слишком похож на гиковский блог, то фильм эти углы аккуратно срезает. Теперь перед нами харизматичный гик, а процедурные диалоги в NASA не сливаются воедино.

Скотту еще доведется вернуться в галактику, сливать воедино мир «Чужих» и «Прометея» и каким-то образом объяснить зрителю, кто же такие Инженеры. Да и у космического ренессанса в массовой культуре явно найдутся настолько тяжеловесные темы, чтобы в кадре разрыдался еще не один Макконахи. Тем лучше, что люди, создающие «Марсианина», в этот раз ударили по рукам и постарались сделать честный космический процедурал о ботанах, которым нужно бороться с бюрократией, решать инженерные задачки, выращивать на Марсе картошку и заслушивать одну и ту же коллекцию диско до тошноты.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: