Cпецпроекты

Личный опыт: 9 фильмов, которые очень пугали нас в детстве


0 1575 43

12179394_10201178905072873_1710160804_n (1)

kuda_sait

В наши дни по-настоящему испугаться фильма — достаточно большая роскошь. В детстве же все было иначе — вывести из равновесия могло что угодно, ночью еще как-то нужно было заставить себя уснуть, а не смотреть на подозрительную дверцу шкафа. Олесь Николенко и Влад Недогибченко вспоминают фильмы из детства, которые можно поблагодарить за загубленные нервные клетки. 

Оно

ea853202a4b56ce7f4c78b76011f72ec

Это один из немногих случаев, когда телевизионный фильм выглядел очень качественно и убедительно для своего времени, а некоторые его части вполне способны напугать до сих пор. История Стивена Кинга про детей, которые решили схлестнуться с клоуном-маньяком — на словах звучит бредово, но до сех пор вселяет неприятный трепет.

Дело усугублялось каким-то невероятно старательным русскоязычным дубляжом — рефрен «Тронешь — утонешь» и фразочка «Они летают, Беверли, все они летают» до сих пор звенят в ушах. 

Крутость «Оно» в том, что там все работает на твой девственный детский страх — и контекст, и сюжет, и какие-то совсем неочевидные штуки. И все — на фоне вполне обычного городка, школы, детских и ванных комнат. Было одинаково стремно смотреть, как из детсткого альбома с фототографиями вдруг начинает сочиться кровь, как клоун застигает всех героев именно тогда, когда они этого не ждут, как над самым щуплым пареньком издеваются местные хулиганы. Ты во все это верил и как-то очень живо представлял себе, что «на их месте вполне мог оказаться я». Но что самое жуткое — все это не исчезает и потом, когда дети становятся взрослыми!

Летающий корабль-призрак

tumblr_md14srRpA51qa5504o1_500

Вообще говоря, это наивный японский мультик 1969 года, в котором, казалось бы, ничего особенно страшного не было. Проблема заключалась в том, что я случайно посмотрел его в возрасте шести-семи лет – и так получилось, что во время просмотра я был дома один. Меня, во-первых, сильно впечатлила история главного героя – мальчика, который потерял родителей: я почему-то слишком отчетливо прочувствовал его горе. А во-вторых, до полного оцепенения напугал кадр с Капитаном-призраком, который носил маску в виде черепа.

Из оцепенения вырваться помог только любимый батончик Nuts, который принесла мама, ездившая за покупками.

Ведьма из Блэр

20407_original

Когда я учился в начальных классах, у меня дома не было видеомагнитофона, а эра DVD-плееров еще не наступила. Поэтому я ходил в гости к однокласснице по имени Лена, которая жила по соседству. Интересный опыт: мы не дружили и не общались в школе, а просто смотрели видеокассеты у нее дома. Молча. До сих пор помню кожаный диван, и как трудно было усидеть на одном месте во время просмотра трилогии «Властелин колец».

В очередной вечер я снова пришел к Лене в гости и тут же отправился к видеомагнитофону. Дома, кроме нее, были только ее старшие братья, поэтому общим решением было принято посмотреть «Ведьму из Блэр» – фильм, который наверняка бы не разрешили смотреть малолетним школьникам.

Шок и ужас от просмотра настиг меня не сразу, а на следующий день, когда я возвращался домой после занятий в каком-то кружке.

Решил срезать путь и отправился «через дворы», а затем увидел как в полумраке, в проеме среди гаражей, справляет малую нужду какая-то женщина. Ее глаза недобро сверкнули во тьме (именно сверкнули, я подчеркиваю), и дальнейшая поспешная дорога домой превратилась в кошмар наяву.

Шоссе в никуда

tumblr_mfune5jyMA1rs7281o1_500

С Дэвидом Линчем у меня вообще отдельная история, которая началась еще до моего рождения. Мама, когда была беременна мною, смотрела «Твин Пикс». Запрещала себе, но все равно смотрела. Когда я об этом узнал, этот факт довольно многое в моей жизни прояснил в один момент. К слову, именно она купила мне на Петровке подборку DVD с фильмами Линча, когда я учился примерно в 8 классе. Я посмотрел все, что там было: тогдашние умелые пираты вместили на один DVD-диск даже короткометражные работы Линча. К его фильмам особая любовь, но «Шоссе в никуда» для меня всегда стоял особняком. Не в моих правилах пересматривать фильмы, но его я пересматривал раз десять.

«Шоссе в никуда» – кино мультижанровое, которое в разные периоды жизни раскрывается с разных сторон. Но первый просмотр в юношеском возрасте наконец определил, что для меня самое страшное в этом мире – это потемки человеческого разума и психики. Монстры, паранормальные явления, секретные материалы, злые духи и прочий «шок-контент», от которого разве что вздрагиваешь на пару секунд, перестали цеплять. Человек и его помешательство – вот что действительно страшно и непредсказуемо.

Чужой

tumblr_nhl6aiywET1s1v3r1o1_500

Можете называть меня сопливой девчонкой, но я точно знаю, что я такой не один — почти все дети моего поколения не на шутку шугались первого «Чужого» (возможно поэтому у большинства любимая часть — вторая).

Более того, в некоторых местах «Чужой» до сих пор неплохо высаживает даже при том, что ты пересматривал его уже не один раз.

Ридли Скотт снял фильм практически с безупречной эстетикой, которая пугает не поверхностными вещами. Чужой здесь всего один, но люди заперты с ним в ограниченном пространстве, полном темных уголков и неудобных тоннелей. Ну и да — особая ценность в том, что это очень тихий фильм, во время которого боишься пискнуть.

Жилец

tumblr_mna0wsSCnP1snmmclo1_500

Здесь даже не нужно сомневаться: «Жилец» Романа Полански – самый гениальный фильм ужасов всех времен и народов. Он усугубляет идею про «потемки человеческого разума» до предела – с помощью умопомрачительной операторской работы. Свену Нюквисту, любимому оператору Ингмара Бергмана, в «Жильце» лучше всех удалось передать помутненное сознание и разрушающуюся психику, не прибегая при этом к занудным абстракциям. Фильм начинается плавно и подготавливает почву, а затем начинаются головокружительные американские горки по подсознанию тронувшегося умом главного героя. И да, после просмотра как минимум всю следующую неделю вы вряд ли сможете смотреть в чужие окна и, скорее всего, опустите все шторы в своем жилище.

Сияние

twins-1432321788

И снова Стивен Кинг, правда на этот раз в самой нетипичной для себя экранизации Кубрика (которую сам Кинг, кстати говоря, не любит).

Что я помню точно — что после этого фильма как-то некомфортно чувствовал себя в коридорах. В любых.

Сила киноязыка в чистом виде. Как говорил Дэвид Финчер: «Я люблю «Челюсти» за то, что с 1975 года не купаюсь в океане». «Сияние» не пугает чем-то конкретным, а значит тут может произойти все что угодно (особенно когда Кубрик стреляет этим двадцать пятым кадром с залитыми кровью интерьерами).

«Сияние» я посмотрел уже не в детстве, а чуть позже, что в принципе наводит на мысли, что он способен напугать всех, кто смотрит его впервые. Главное — сделать это в правильных обстоятельствах, желательно часа в два ночи — и так, чтобы никого не было рядом.

Жабья тропа

tumblr_nta9zdMppq1uw66x6o1_1280

Большинство фильмов о наркотиках – это либо психологические драмы о том, как плохо все это дело заканчивается, либо развеселые комедии, романтизирующие препараты и их эффекты. «Жабья тропа» – это ни то, ни другое. Она, если опустить детали, про отличницу-старшеклассницу, которая знакомится с компанией опытных психонавтов и пускается во все тяжкие. Фильм пугает как минимум вот этим преображением героини: жажда все более острых ощущений в конечном итоге отправляет ее прямо в ад, куда она гордо ступает, приняв лошадиную дозу ЛСД. Сара Эни Джонс, актриса, сыгравшая главную героиню, умерла от передозировки спустя всего пару месяцев после премьеры фильма.

Шестое чувство

tumblr_n4q4yld8kZ1s9816mo5_r1_500

Это, пожалуй, самый очевидный пункт в списке, но оттого не менее ценный. «Шестое чувство» я смотрел с мамой, что, конечно, несколько улучшило ситуацию и на долгие годы приклеило к фильму ореол каких-то уютных семейных воспоминаний, несмотря на ‘I can see dead pepople’ и все остальное.

В случае с «Шестым чувством» звезды сошлись каким-то непостижимым образом.

Здесь все лупит в десятку, все шарниры работают, Брюс Уиллис дает драмактера, 9-летний (или сколько ему там было) Хэйли Джоэл Осмент вообще творит что-то невероятное, филадельфийские пейзажи давят своим прошлым, а М. Найт Шьямалан подает надежды чуть ли не самого талантливого молодого парня в Голливуде. Ну и да — я вроде бы старался не халтурить, но сцену в палатке тогда так и не смог просмотреть полностью — пришлось зажмурить глаза.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: