Cпецпроекты

Почему современным школьникам больше не нужен Тарас Шевченко


0 1413 123

614213_5_w_1000

Художник: Юрий Шаповал

Олесь Николенко рассказывает, почему процесс построения новой страны нужно начинать не с реформ в политической сфере, а со школьников и конкретно – со списка школьной литературы.

Вокруг слишком много людей, которые, как им кажется, безошибочно определяют, где «зрада», а где «перемога». «Зради» больше. Но и «перемоги» вроде бы тоже случаются. Например, недавно в КНУ имени Тараса Шевченко впервые за историю университета ректора не назначали сверху, а выбирали путем открытого голосования среди университетской общины. Если не вчитываться, звучит очень здорово.

Нюанс заключается в том, что на выборах с большим отрывом от остальных кандидатов победил действующий ректор Леонид Губерский, которому 4 октября исполнилось 74 года. Губерский закончил философский факультет в университете Шевченко еще в 1969 году и с тех пор родную ученую обитель никогда толком не покидал, хотя формально он правил в качестве ректора КНУ имени Шевченко лишь с 2008 года. Но не зря же студенты дали ему кличку «Вечный ректор». А еще среди библиографии Леонида Губерского есть работа «Научная идеология и личность» с отчетливо коммунистическим душком, опубликованная в 1988 году. Выводы можно сделать самостоятельно.

when-im-trying-to-read-a-book-and-someone-is-talking-to-me-59384

С университетом Тараса Шевченко вообще интересная история. Издание Platfor.ma писало о двух студентах-энтузиастах, Владимире Ковале и Иване Кучерявом, которые организовали проект «ШеваПил», в рамках которого расследуют антикоррупционную деятельность своей альма-матер. И что в результате: в начале октября текущего года появилась новость о том, что этих студентов собираются отчислить из университета за якобы неуспеваемость.

Дошло до того, что за ребят вступилась международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International.

Конечно, в этой истории все вряд ли настолько прозрачно. Тем не менее, если посмотреть в глаза сухим фактам: «открытые выборы ректора» привели к тому, что на должность заступил уже действующий ректор (ничего не изменилось), а в процессе вскрылось несколько громких скандалов.

sheva

И вся эта история с университетом Шевченко – только недавний прецедент. Наверняка, если закопаться в тему, в нашей системе образования найдется еще тонна спорных моментов, пропахших нафталином людей, и главное – отсутствие каких-либо перемен. Просто об этом меньше пишут, этим меньше интересуются. Вопрос образования представляется некоей обязаловкой, которую нужно «закончить и забыть», чтобы потом уже строить взрослую жизнь.

Мы так хотим свежие кадры в политике. Хотим видеть молодые умные лица, которые перестанут дерибанить госбюджет и наконец займутся благоустройством страны. Но откуда этим лицам взяться, если образовательный процесс нами игнорируется и мы практически не знаем, что внутри этой системы происходит?

К примеру, Минобразования уже готовит целый ряд довольно важных реформ, среди которых – переход к 12-летней системе обучения в школах, отмена госзаказа в университетах. Пусть те читатели, которые давно уже закончили школы, еще раз представят себе эти цифры и ужаснутся: нынешним первогодкам грозит тянуть лямку целых 12 классов. В Минобразования считают, что это обдуманный ход: «Заканчивая школу в 16-17 лет, дети часто не готовы принимать решения относительно своей дальнейшей судьбы». Но какой в этом смысл, если нынешняя программа обучения совершенно не соответствует духу времени и характеру самих школьников?

Hermione-HOnestly-Dont-You-Two-Read-1433748333

Вы не поверите, но по нынешней программе зарубежной литературы пятиклассникам полагается выучить наизусть по стиху Гете и Гейне и «эмоционально воспринять» и проанализировать стихотворение Джона Китса. А в 8 классе школьники должны уже предметно ответить на уроке про Библию и Коран, «раскрыть морально-философский смысл» некоторых сюжетов оттуда.

Вера в детей – это, конечно, замечательно, но теперь представьте себе классического восьмиклассника 13-14 лет или же вспомните себя. Сумели бы вы в этом возрасте адекватно прочувствовать и проанализировать Коран? И ключевое: а надо ли оно вам в эти годы?

Зачем мучить школьников Достоевским, насильно впихивать им Кафку или Камю, если вокруг них – совсем другой мир? Ребятам, которые выпускаются из школы, гораздо лучше зашел да хотя бы тот же Чак Паланик с его «Бойцовским клубом». Мифы античности – это тоже замечательно, но «массовому школьнику» наверняка было бы интереснее погрузиться в миры из романов Нила Геймана, сотканные из мифов, современности, причудливых сновидений и величия древних богов. Про украинскую литературу и вовсе больно вспоминать. Какой-то агрессивный акцент на произведениях о тяжкой судьбе украинских крепостных способен на долгие годы (если не навсегда) отвернуть школьника от чтения отечественных книжек.

 

А ведь, опять же, есть современные писатели: Жадан, Дереш, Карпа (на их «контркультурность» в принципе можно было бы и закрыть глаза). Есть совершенно гениальные писатели из периода «розстріляного відродження», которое практически не изучают на уроках литературы. А рассказывают ли в школах про трилогию Юрия Смолича «Прекрасні катастрофи» (первый том вышел в 1928 году)? Не рассказывают, и зря – нынешним школьникам, которые смотрят или играют в «The Walking Dead», наверняка бы понравилось первое в истории украинской литературы произведение про оживших мертвецов.

Книги – очень важный воспитательный момент, но пока что современных школьников воспитывают паблики Вконтакте, игры на Playstation и DOTA2 и смешные видео на Youtube. И это не они такие плохие и тупые, а это мы не сумели их заинтересовать. К великому и вечному, к классической литературе и высоким материям школьники дойдут и сами (со временем), но поймать их интерес, привить им любовь к чтению – вот ключевая задача уроков по литературе. В общем, надо с книг начать и сначала переделать подчистую всю школьную программу по литературе, а потом уже пробовать менять ректора и строить новую страну.

tumblr_mdjshqwls61ro2d43

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: