Спецпроєкти

Травматичное искусство: 7 художников-перформансистов современности, рискующих собой


kuda_sait

9 ноября российский художник Петр Павленский поджог дверь главного здания ФСБ в России на Лубянке, за что на него тут же завели уголовное дело по статье «вандализм». bit.ua вспоминает других радикальных людей искусства, которые часто преступали допустимые нормы и пределы: кромсали свое тело и повергали зрителей в шок ради высших целей.

 

Марина Абрамович

На протяжении уже сорока лет эта безжалостная к себе и другим женщина исследует человеческие пределы. В одном из своих ранних перфомансов «Ритм 0» Абрамович отдала себя в руки судьбы: пока она оставалась неподвижной, любой посетитель галереи мог подойти к ней, взять любой из лежащих на столе 72 предметов и причинить художнице либо вред и боль, либо наслаждение. Гости шестичасового перфоманса в итоге до того распоясались, что в ход чуть было не пошел заряженный пистолет. А во время своего арт-представления «Ритм 5» Марина Абрамович легла внутрь горящей пятиконечной звезды и через какое-то время начала натурально терять сознание. В итоге один из зрителей прервал представление, взял ее на руки и доставил в больницу с многочисленными ожогами. Такую же звезду во время другого перфоманса художница вырезала у себя на животе. Постепенно Абрамович отошла от радикализма, но тем не менее ее представления до сих пор глубоко впечатляют людей и доводят до слез. После ее знаменитой акции, где любой мог заглянуть художнице в глаза, многие посетители признавались, что даже после минутного взгляда им становилось не по себе.

 

Йозеф Бойс

Один из главных идеологов и теоретиков постмодернизма в искусстве, чье имя стыдно не знать. Он гулял с мертвой тушкой зайца по галерее, «объясняя» ему картины; гнал мед по пластмассовым шлангам; ездил и высаживал 7000 дубов от немецкого Касселя до России.

А во время своей самой яркой акции («Я люблю Америку и Америка любит меня») Бойса прямо из аэропорта доставили в одну галерею на Бродвее на больнице скорой помощи. Там он провел три дня взаперти в маленькой каморке вместе с диким койотом, за это время сдружился со зверьком и под конец акции его обнял. А затем снова на носилках скорой помощи уехал в аэропорт, так и не ступив на землю США.

 

Орлан

Французская художница Мирей Порт, действующая под псевдонимом Орлан, превратила собственное тело в расходный материал. Она известна тем, что в 90-ых провела ряд пластических и хирургических операций на своем лице. Лоб Моны Лизы, подбородок Венеры Боттичелли и так далее – таким образом Орлан поместила в контекст искусства вопрос о стандартах женской красоты. Индивидуальность против общественного одобрения красоты в разные эпохи – в этом заключался главный смысл ее акции.

 

Крис Берден

Перфомансы Бердена всегда отличались особой экстремальностью. К примеру, для акции «Shoot» он попросил своего ассистента прямо на глазах у ошеломленных зрителей выстрелить ему в руку, а происходящее документировалось на видео. А во время перфоманса «Trans-fixed» Бердена распяли на крыше автомобиля «Фольксваген-жук», прибив гвоздями кисти его рук к крыше. Далее машина, которая была уже заведена, эффектно выехала из гаража, чтобы происходящее было тоже тщательным образом задокументировано и увидено всеми посетителями галереи, а затем заехала обратно.

Аллан Капроу

Именно благодаря усилиям и экспериментам Капроу в словарях людей, интересующихся современным искусством, появился термин «хэппенинг». Его представление под названием «Yard» отлично характеризует суть хэппенинга: художник заставил зрителей прыгать по комнате, заполненной резиновыми покрышками. «Жизнь гораздо интереснее искусства, а граница между ними давно уже стерлась», – считал Капроу и этим принципом руководствовался в своем творчестве.

 

Кароли Шнееман

Главной темой творческих исследований этой американской художницы было обнаженное женское тело, его публичное восприятие и сексуальное освобождение. Самая известная акция Шнееман – «Внутренний свиток», во время которой Кароли при всех достала из своей промежности длинную бумажную ленту, скрученную в форме свитка, и начала ее зачитывать. Текст свитка являл собой разоблачение многих популярных сексистских стереотипов в отношении женщины.

 

Петр Павленский

Один из самых ярких постсоветских перфомансистов работает не только для высоколобых критиков, скорее наоборот: акции Павленского получают максимальный фидбэк и у «простой публики» благодаря своему радикализму и бесстрашию. И даже самый далекий от современного искусства человек легко вспомнит самые известные перфомансы художника. Он зашивал себе рот, реагируя на притеснения в адрес арт-группы Pussy Riot; лежал нагишом у входа в в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга в коконе из колючей проволоки; прибил свою мошонку к каменной брусчатке на Красной площади, приурочив эту травматичную акцию ко Дню полиции в России. Ну, а его последний перфоманс – поджог входной двери здания ФСБ на Лубянке – это напоминание художника о репрессивных методах действия органов безопасности, а также о сфабрикованном деле так называемых “крымских террористов” Олега Сенцова и Александра Кольченко.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь