Cпецпроекты

Сошел ли Шайя Лабаф с ума, или это такая философия?


0 8 39
Олесь Николенко пытается разобраться в том, сошел ли Шайя Лабаф с ума, или все гораздо сложнее. 

Шайа Лабаф, главный панк в актерском мире, вчера в очередной раз отличился одной странной выходкой. Он объявил о начале киношного марафона, в рамках которого собирается посмотреть все фильмы со своим участием – причем в хронологическом порядке. Все это безобразие длится трое суток почти  без перерывов в нью-йоркском Angelika Film Center, и любой желающий может посмотреть стрим с актером, любующимся собой же на экране.

Конечно, в ответ на эту акцию многие поспешили опять записать Лабафа в клинического психа, но есть и другое мнение на этот счет. bit.ua рассказывает, что на самом деле означают все дурные выходки Шайа Лабафа и почему он – один из самых интереснейших и важнейших актеров на данный момент. 

 

Хроники обыкновенного безумия

Снимок экрана 2015-11-12 в 09.51.49

2005 год. 19-летний Лабаф угрожает соседу, оскорбившему его мать, ножом. Дальше этот сосед и еще пять мужиков избивают его.

2007 год. Шайю Лабафа арестовывают в Чикаго за незаконное проникновение в аптеку. Он сопротивляется полицейским и отказывается покидать помещение.

2008 год. Актер попадает в ДТП и, несмотря на то, что он не виноват в инциденте, его на год лишают прав. Дело в том, что Лабаф, как выяснилось после тестов, был прилично пьян.

Май, 2010 год. Шайя делает публичное заявление, в котором сообщает, что фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (в котором он сам снимался) всех подвел. И еще слегка наезжает на Стивена Спилберга.

Февраль, 2011 год. Актера арестовывают за драку в баре. По словам очевидцев, он вел себя слишком шумно и нагло, за что получил по морде и решил отомстить обидчику.

Июнь, 2011 год. Лабаф рассказывает, что на съемках «Трансформеров» Майкла Бэя он трахался с замужней Меган Фокс. У самой Меган, ясное дело, после этих слов начинаются проблемы с мужем.

Декабрь, 2013 год. Шайа выпускает свою короткометражку HowardCantour.com, а затем выясняется, что он украл реплики и артворк из одного комикса Дэниела Клоуса. Актер начинает сердечно раскаиваться в своем Twitter-аккаунте за содеянное, но оказывается, что и слова извинений он тоже украл. В конце этой истории Лабаф в канун Нового года запускает самолет, который выводит в небе «Прости, Дэниел Клоус».

Снимок экрана 2015-11-12 в 09.55.37

Январь, 2014 год. Зимние каникулы у Шайи явно прошли так себе. Сначала он начинает как заведенный постить в соцсетях фразу «Я больше не знаменит» и заявляет, что устал от образа публичной персоны. В конечном итоге он опять ввязывается в пьяную драку в баре и показывает обидчику задницу.

Февраль, 2014 год. Лабаф приходит на пресс-конференцию «Нимфоманки» с коричневым пакетом на голове, где выведена фраза «Я больше не знаменит». В этом же месяце в одной из галерей Лос-Анджелеса происходит странный перфоманс, в рамках которого посетители заходят в комнату, где Шайа сидит со своим пакетом на голове и ничего не происходит, но в один прекрасный момент актер срывает пакет и принимается плакать.

Май, 2014 год. Актер помочился на стену ресторана The Local Peasant в Лос-Анджеле и ему запретили его посещать.

Июнь, 2014 год. Шайа преследует бомжа и пытается вырвать у него пакет из McDonalds. Во время одного театрального представления актер принимается бить сидящих внизу людей по голове. И уже привычно для себя завязывает драку в баре.

Сентябрь, 2014 год. Напялив дикие фиолетовые лосины и зеленую майку, Шайа Лабаф пробегает 144 раза вокруг Stedelijk Museum в Амстердаме.

anigif_enhanced-10984-1413940047-8

Американскому актеру Шайе Лабафу 29 лет. За свою сравнительно небольшую кинокарьеру он прошагал путь от эпизодических появлений в необязательных фильмах Disney Channel до ролей первого плана в самых крупных картинах именитых режиссеров. В последние годы Шайя покоряет одну вершину за другой (сначала съемки в первых трех «Трансформерах» Майкла Бэя, затем – «Нимфоманка» Ларса фон Триера и военная драма «Ярость», где он снялся вместе с Брэдом Питтом).

Однако весь мир обсуждает не его успехи в кино, а так называемое «сумасшествие ЛаБафа». Отправной его точкой стало появление актера на премьере «Нимфоманки» в Берлине с коричневым пакетом на голове, на котором была выведена фраза «я больше не знаменит». До этого актера обвиняли в плагиате, он эксцентрично извинялся, делал записи в Twitter, документируя свой ЛСД-трип, писал в воздухе различные послания, а также объявил о том, что все его выходки – это не что иное, как акты «метамодернистского» искусства, которое окружающие принимают за обыкновенное безумие.

shia-_just_do_it.0

Со своим метамодернизмом недавно Шайа Лабаф снова попал в скандальные хроники, заявив, что во время одного из его перфомансов был изнасилован женщиной. По словам актера, дело было так: в одной из лос-анджелесских галерей проводилась акция ‪#‎IAMSORRY, в рамках которой ЛаБаф сидел в комнате со своим пакетом на голове, а люди могли заходить к нему и взаимодействовать с актером. Шайа пожаловался, что одна из посетительниц совсем потеряла контроль над собой – и занялась с ним принудительным сексом. И все – имя актера снова не сходит со страниц киношных (и не только) изданий.

Если не мыслить дальше газетного заголовка, то и в самом деле можно сделать вывод, что Шайа Лабаф просто сошел с ума. А сопоставив его возрастающую популярность, подкрепить свой вывод тем, что его психозы – следствие потребления наркотиков и бремени славы. «Еще одна слетевшая с катушек звезда». Ведь к подобному мышлению нас приучают таблоиды. Но это ошибочный и недальновидный вывод.

Шайа Лабаф – человек эпохи нового цифрового ренессанса и вышеупомянутые инциденты не имеют ничего общего со, скажем, пьяными дебошами Линдси Лохан. Почти все его «выходки» имеют под собой конкретную идеологическую почву, просто мало кто из числа тех людей, полагающих, что он это делает «просто чтобы привлечь внимание», открывал The Metamodernist Manifesto. Этот манифест сочинил друг актера, художник Люк Тернер, а Шайа Лабаф его горячо поддержал.

giphy (10)

Суть документа заключается в том, что естественный мировой порядок – это не статические строгие конструкции, а хаотичные колебания. Любое движение и развитие требует смещения границ, выхода за пределы той или иной сферы (и за пределы возможного). И публичность персоны Шайа Лабафа в этом смысле – просто еще один художественный инструмент, с которым можно играть, исследовать его границы. Правду, истину, смысл (называйте, как хотите) сейчас невозможно отыскать в каких-либо однозначных проявлениях. Только – между. Между иронией и искренностью, знанием и наивностью, релятивизмом и абсолютом. А настоящее сегодня – это гибрид ностальгии и футуризма, мгновенного устаревания и шагов в будущее. И вместо того, чтобы надевать на себя маску пессимиста, предвещая, что «компьютеры нас поработят», нужно брать технологии в свои руки. Смешивать, деконструировать, создавать новые смысловые паттерны.

Собственно, вот к чему призывает Шайа Лабаф с пакетом на голове или Шайа Лабаф, который заявляет об изнасиловании женщиной (в аккурат после нового всплеска феминистских скандалов под названием ‪#‎gamergate, связанных с объектификацией женщин в индустрии компьютерных игр). Вся его нынешняя внеактерская деятельность – это явный комментарий к чему-то, всего-то и нужно, что отказаться от журнальных трактовок, предполагающих, что у актера «наследственная шизофрения» и включить собственное любопытство, без которого, согласно манифесту метамодерниста, в современном мире не выжить.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: