Cпецпроекты

Злой, плохой, хороший: впечатления от «Стива Джобса»


0 1183 34

kuda_sait

Владислав Недогибченко о «Стиве Джобсе» — отличном примере оригинального байопика про не очень хорошего человека, оказавшегося гением. 

Стив Джобс ходит по коридорам и всех унижает. Инженеров за то, что компьютер не разговаривает, менеджеров — потому что они не могут убедить технарей вырубить лампочки аварийного выхода, бывшую — из-за того, что тычет в лицо ребенком, который, судя по всему, его, но он этого не признает. Где-то между этим всем Джобс должен выйти на сцену и включить знаменитую магию (которая к концу 80-х, конечно, пока еще не настолько знаменита). А если не выйдет — унизить кого-нибудь еще. Не со зла, а по инерции.

К 2015 году (впрочем, началось это еще до его смерти) Джобс успел стать настолько сакраментальным героем нашего времени, что цитировать его уже давно стало и банальностью, и необходимостью, а ключевые факты его биографии знают даже те, кто от поклонения Apple далек. О нем уже успели снять один паршивенький игровой фильм на скорую руку и несколько неигровых разной степени хардкорности. То, что фильм слабо пошел в американском прокате — лишнее тому подтверждение; равно как и восторженные отзывы критиков — доказательство того, что «Стиву Джобсу» удается невозможное — увлечь зрителя историей, которой перемыли косточки уже не один раз.

01/5

Подобное удается «Джобсу» во многом потому, что тут встретились два одиночества человека, умеющих умело распоряжаться темпом экранного времени. Один из них — Аарон Соркин, сценарист, способный сделать из бейсбольной статистики драму и саспенс («Человек, который изменил все»), а задрота-айтишника превратить в почти что экзистенциального героя («Социальная сеть»). Второй — режиссер Дэнни Бойл, изобретающий на ходу собственные повествовательные схемы, как это было в «На игле», «Миллионере из трущоб» или «127 часах».

Соркин и Бойл намеренно отказываются от привычной пропорции байопика. Их задача — не академический рассказ о том, как паренек сперва собирал в гараже компьютер, а потом пришел к успеху.

«Стив Джобс» — это скорее эссе, зарисовка на тему, коллективный портрет с кучей деталей и лиц, но написанный на лету.

На протяжении двух часов с экрана льются каскады соркиновских диалогов, идеально подстроенных под то, чтобы в них не заблудиться, но и успеть задуматься. Все то, с чем Соркин перегибал палку в сериале «Ньюзрум», отлично работает на большом экране и в пределах полного метра.

В какой-то момент становится сложно понять, кому будет интереснее: тем, кто и до этого читал биографию Джобса Уолтера Айзексона (по которой, номинально, фильм снят) или тем, кто может посмотреть на все это незамыленными глазами. Время от времени то и дело ловишь картину на моментах, в которых ему удается в одной короткой сценке вместить то, на что в книге требовались целые главы.

01/4

И последнее: как и Айзексон, Соркин и Бойл всячески пытаются написать портрет Джобса без лишнего пиетета, но с констатацией необъяснимой харизмы гения-визионера. «Что в тебе особенного? Ты не инженер, не дизайнер, ты гвоздь забить не можешь.» — говорит в одной из сцен экранный Стив Возняк — полная противоположность Джобса, — «Так почему я 10 раз на день читаю, что ты гений?». Мозгом любой зритель понимает, что перед ним — в общем-то такой себе человек, меняющий мир исключительно в соответствии со своим полем искажения реальности. Но как и при жизни Джобса, в конечном итоге это никак не спасает от того, что ты сам оказываешься посреди этого поля.

«Стив Джобс» выходит в украинский прокат 12 ноября.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: