Спецпроєкти

Злой, плохой, хороший: впечатления от “Стива Джобса”


kuda_sait

Владислав Недогибченко о “Стиве Джобсе” – отличном примере оригинального байопика про не очень хорошего человека, оказавшегося гением. 

Стив Джобс ходит по коридорам и всех унижает. Инженеров за то, что компьютер не разговаривает, менеджеров – потому что они не могут убедить технарей вырубить лампочки аварийного выхода, бывшую – из-за того, что тычет в лицо ребенком, который, судя по всему, его, но он этого не признает. Где-то между этим всем Джобс должен выйти на сцену и включить знаменитую магию (которая к концу 80-х, конечно, пока еще не настолько знаменита). А если не выйдет – унизить кого-нибудь еще. Не со зла, а по инерции.

К 2015 году (впрочем, началось это еще до его смерти) Джобс успел стать настолько сакраментальным героем нашего времени, что цитировать его уже давно стало и банальностью, и необходимостью, а ключевые факты его биографии знают даже те, кто от поклонения Apple далек. О нем уже успели снять один паршивенький игровой фильм на скорую руку и несколько неигровых разной степени хардкорности. То, что фильм слабо пошел в американском прокате – лишнее тому подтверждение; равно как и восторженные отзывы критиков – доказательство того, что “Стиву Джобсу” удается невозможное – увлечь зрителя историей, которой перемыли косточки уже не один раз.

01/5

Подобное удается “Джобсу” во многом потому, что тут встретились два одиночества человека, умеющих умело распоряжаться темпом экранного времени. Один из них – Аарон Соркин, сценарист, способный сделать из бейсбольной статистики драму и саспенс (“Человек, который изменил все”), а задрота-айтишника превратить в почти что экзистенциального героя (“Социальная сеть”). Второй – режиссер Дэнни Бойл, изобретающий на ходу собственные повествовательные схемы, как это было в “На игле”, “Миллионере из трущоб” или “127 часах”.

Соркин и Бойл намеренно отказываются от привычной пропорции байопика. Их задача – не академический рассказ о том, как паренек сперва собирал в гараже компьютер, а потом пришел к успеху.

“Стив Джобс” – это скорее эссе, зарисовка на тему, коллективный портрет с кучей деталей и лиц, но написанный на лету.

На протяжении двух часов с экрана льются каскады соркиновских диалогов, идеально подстроенных под то, чтобы в них не заблудиться, но и успеть задуматься. Все то, с чем Соркин перегибал палку в сериале “Ньюзрум”, отлично работает на большом экране и в пределах полного метра.

В какой-то момент становится сложно понять, кому будет интереснее: тем, кто и до этого читал биографию Джобса Уолтера Айзексона (по которой, номинально, фильм снят) или тем, кто может посмотреть на все это незамыленными глазами. Время от времени то и дело ловишь картину на моментах, в которых ему удается в одной короткой сценке вместить то, на что в книге требовались целые главы.

01/4

И последнее: как и Айзексон, Соркин и Бойл всячески пытаются написать портрет Джобса без лишнего пиетета, но с констатацией необъяснимой харизмы гения-визионера. “Что в тебе особенного? Ты не инженер, не дизайнер, ты гвоздь забить не можешь.” – говорит в одной из сцен экранный Стив Возняк – полная противоположность Джобса, – “Так почему я 10 раз на день читаю, что ты гений?”. Мозгом любой зритель понимает, что перед ним – в общем-то такой себе человек, меняющий мир исключительно в соответствии со своим полем искажения реальности. Но как и при жизни Джобса, в конечном итоге это никак не спасает от того, что ты сам оказываешься посреди этого поля.

“Стив Джобс” выходит в украинский прокат 12 ноября.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь