Ревизия: главные музыкальные альбомы 2015 года
Kendrick Lamar – To Pimp A Butterfly
Дебют Кендрика, «Good Kid, M.A.A.D City», наведший шороху на сцене «большого хип-хопа», напоминал кинематографический сценарий. Мазки, сцены, зарисовки, очертания персонажей. Молодость афроамериканского подростка в гетто, переосмысленная им же. Второй альбом, «To Pimp a Butterfly», уже является полноценным романом, с паутиной сюжетных связей и глубиной. Грубо говоря, если раньше Кендрик начитывал автобиографические тексты о безумии и скуке, толкающим на грабежи домов или употребление наркотиков, то сейчас его лирический герой пытается понять: как с этим опытом жить дальше в современном мире.
Sufjan Stevens – Carrie & Lowell
Изначально Суфьян Стивенс проходил по ведомству «нового фолка», но в какой-то момент стало ясно, что его музыка – это что-то намного большее. И вот выходит «Carrie & Lowell», на котором исполнитель пытается справиться с потерей матери. Самый личный диск Суфьяна Стивенса за всю его карьеру. Тихие песни, пронизанные болью – и пустоты вместо обильных аранжировок. Впрочем, здесь любые слова будут звучать пошло и совершенно не к месту: такие эмоциональные виражи не должны подлежать анализу.
Joanna Newsom – Divers
Самая умная и красивая афристка на планете, кажется, в кои-то веки решила сделать поблажку слушателям и записала более-менее доступный альбом, в котором она поет о вечном: любви, войне, метафизике. Ко всему этому великолепию как нельзя лучше подходит термин «магический реализм», поэтому не удивляйтесь, когда ни с того ни с сего услышите в очередной нежной песне звуки летящих вертолетов.
Grimes – Art Angels
Grimes прошла внушительный эволюционный путь: от инди-поп сенсации из Tumblr с розовыми волосами к претендентке на славу Леди Гаги или Майли Сайрус. С поправкой, конечно, на то, что сама певица выглядит как азиатская школьница – и аудитория у нее пока еще соответствующая. Очевидно одно: за такими девушками однозначно будущее поп-музыки.
Jamie xx – In Colour
Появившись в 2009-м году, группа The xx произвела тихую революцию: их минималистичные и хрупкие песни изменили ландшафт тогдашней поп-музыки. За эти шесть лет Джейми Смит, идейный мозг группы, превратился в едва ли не главного продюсера и битмейкера современности. Он не спешил с сольником, только повышая накал страстей вокруг себя. «In Colour» ждали как откровение – и, как оказалось, ждали совсем не зря. Это очень серьезная работа, в которой Джейми филигранно комбинирует свою ностальгию по британской рейв-культуре и личные продюсерские наработки последних пяти лет с трендовой электроникой.
Tame Impala – Currents
Австралийские неопсиходелические рокеры на своем новом альбоме совсем уже расслабились. На «Currents» гитарное звучание ушло куда-то на задний фон, теперь в звучании Tame Impala преобладают клавишные партии – и это прекрасно. Конечно, тех, кто ценил в группе, прежде всего, их переосмысление психоделического попа 60-ых, эта пластинка расстроит. Но топтание на месте никогда не было прерогативой Tame Impala – и многозначительный трек «Yes I’m Changing» является лучшим этому доказательством.
Lana Del Rey – Honeymoon
Самый мрачный альбом Ланы, который, конечно, снова о «любви», но о такой любви, больше похожей на зависимость. «Honeymoon» звучит как чистилище, пространство между реальностью и грезами. Тем не менее, эти песни снова попадают прямо в сердце.
Miguel – Wildheart
Возможно, этого исполнителя раньше не было видно за Френком Оушеном или The Weeknd, забиравшим себе всю славу «нового искреннего R&B». «Wildheart» способен все изменить. Важное отличие: весь этот новый R&B, который поют мужчины, концентрируется вокруг мужского же «удовольствия от жизни». А Miguel, по крайней мере, не одержим темой секса, как коллеги по цеху.
Adele – 25
Культ молодости окружает нас везде. Его в том числе пропагандируют и бесчисленные поп-певицы. Вспомните, даже Мадонна львиную долю своих ресурсов тратит на то, чтобы выглядеть более-менее прилично: она боится стареть. Адель всего 27 лет, но ей не страшно петь что-то в духе ««we both know we ain’t kids no more». Да и весь ее альбом – он по-хорошему «несовременный», звучащий как дань олдскульной эстраде.
Jim O’Rourke – Simple Songs
Если ничего не знать о Джиме О’Рурке, то поначалу вообще непонятно, за что мы включили его последнюю пластинку в список лучших альбомов. Ведь это, казалось бы, просто мужчина средних лет, поющий под гитару. Но стоит хотя бы почитать список его коллабораций с другими музыкантами, как к музыканту преисполняешься уважением. Суть «Simple Songs», однако, даже не в этом. Просто эта запись – чуть ли не последний искренний протест против диджитал-эпохи, которая дает нам прогресс, но скрадывает чувства.
Sun Kil Moon – Universal Themes
Марк Козелек, экс-фронтмен великой сэдкор-группы Red House Painters, под вывеской Sun Kil Moon записывает пластинки с пронзительнейшими автобиографическими песнями. А лучший эпизод, который описывает этого трогательного и умного человека, звучит так: во время одного из турне Козелек вышел к автомату с кофе и попытался взять себе стаканчик с горячим напитком, но у него ничего не получилось. Музыкант сначала выругался на автомат, а затем улыбнулся.
Marching Church – This World Is Not Enough
Самая наглая и самоуверенная пластинка года от 23-летнего фронтмена датских постпанк-вундеркиндов Iceage. В альбоме «This World Is Not Enough» есть возможность напороться на что угодно: на Bauhaus, ранних The Wolfgang Press, даже Отиса Реддинга, но это все не закос или «игра в имитацию». Этот парень просто издевается. Поэтому все попытки пересказать его музыку заранее обречены на провал.