Вопрос дня: как человечество будет спасаться от столкновения астероида с Землей
12700 – приблизительное столько астероидов считаются исследователями околоземными. 1000 из них – около 800 м в диаметре, что при столкновении с Землей равно уничтожению жизни на планете. Научные сотрудники Европейского космического агентства решили не надеяться на то, что крутые парни спасут мир и создали проект по разработке способов воздействия и отклонения астероидов от курса – Asteroid Impact and Deflection (AIDА). У себя на сайте агентство разместило объявление о сборе научных теорий от всех желающих, которые помогли бы решить вопрос воздействия на астероиды-разрушители. О том, какие способы предлагают ученые – в нашей подборке.
Кинетическое воздействие
Этот вариант еще называют «эффектом рогатки»: в астероид запускается космический аппарат-болванка, который своим весом должен сместить траекторию и скорость полета нежелательного объекта. Такой метод считается одним из наиболее действенных и пока он единственный, опробованный на практике. В 2005 году на ядро кометы Темпеля-1 был сброшен груз массой 370 кг, столкновение с которым вызвало взрыв, эквивалентный 5 тоннам тротила.
Из-за большего объема ядра самого астероида его траектория не поменялась.
Следующий похожий эксперимент запланирован AIDA в 2022 году: болванку весом в 300 кг сбросят на 150-метровый астероид Дидим. Если отклонить его курс удастся, то предупреждать угрозу удара космического объекта ученые смогут только за несколько десятилетий.
Ядерный взрыв
Как говорят сами исследователи, этот способ больше нравится кинорежиссерам, чем специалистам. Во-первых, ядерный взрыв на поверхности астероида никак не повлияет на его курс – нужно бурить и закладывать бомбу поближе к ядру. Современная космонавтика пока не обладает такими возможностями. Кроме того, нереально и предсказать результаты такого эксперимента, ведь разрушение астероида может произойти лишь частично и тогда в сторону планеты будет нестись не одна большая угроза, а несколько, но поменьше.
15 октября 1992 г. Международный астрономический союз разослал предупреждение: комета Свифта–Таттла может попасть в Землю при следующем прохождении 14 августа 2126 г. Ученые Валентин Эткин и Сергей Родионов говорят, что опробовать взрыв можно еще за 4 года до предполагаемого ударения с Землей, когда астероид будет пролетать в районе Сатурна. Необходимый заряд тогда оценивают в 10 – 100 Мт (если же дождаться 2026 года, он должен быть в 100 раз мощнее).
Космический «трактор»
Если нельзя сдвинуть астероид силой мощного удара, нужно тянуть его понемножку, но постоянно – так можно кратко описать третий способ. На поверхности астероида ученые предполагают установить несколько ионных двигателей, обеспечивающих тягу, способную ускорить тело на 1 мм/с.
Из-за вращения астероидов ставить такие двигатели есть смысл только на полюсах, а питать их от атомного реактора.
В 2005 году астронавты из центра NASA предложили связать двигатели с астероидом не механически, а гравитационно. Для этого они устанавливаются на тяжелом космическом аппарате, который зависает на небольшой высоте над астероидом. Астероид и аппарат притягиваются друг к другу, но ионные двигатели не дают аппарату упасть, из-за чего космическое тело начинает «следовать» за беспилотником. При этом ускорение зависит от массы аппарата и высоты, а не от массы самого астероида.
Интересно, что подвести корабль к астероиду впервые удалось в ноябре 2014 г., когда на комету Чурюмова-Герасименко был посажен зонд Фила. Проверить теорию NASA собирается уже в 2020 году, когда попробует посадить на астероид беспилотник для взятия образцов пород.
«Покраска» астероида
Один из самых экзотических методов построен на использовании давления солнечного света, за счет которого разворачиваются хвосты комет. Если поверхность астероида темная, свет поглощается и отдает ей свой импульс, а если светлая, то отражается и давит почти вдвое сильнее. Таким образом, силу светового давления на небесное тело можно изменить, “покрасив” его. Кстати, если сравнивать этот метод с предыдущим, то результат работы от одного ионного двигателя будет эквивалентен “покраске” 100-метрового астероида, а от четырех – 200-метрового. Этот способ не годится для крупных объектов, но может помочь с более мелкими, если вектор давления это позволит.