Спецпроєкти

Подвиг разведчика: почему “Мост шпионов” – это снова великий Спилберг

3 декабря в прокат выходит "Мост шпионов". Владислав Недогибченко удивляется тому, как Спилбергу снова удалось снять в меру классическую и в меру авантюрную историю, избегая при этом опасных жанровых клише.

Отсняв уже три десятка полнометражных фильмов (и еще почти столько же всего остального), Спилберг  прошел буквально все круги и циклы заслуженного и перезаслуженного артиста Голливуда. Им восхищались, в нем сомневались, ему давали Оскары, ему неожиданно не давали Оскары, его стали изучать в университетах, и параллельно – говорить о переоцененности его таланта, как и о том, что он лучший бизнесмен, чем режиссер. Но собаки, понятное дело, лают, а Спилберг между тем остался одним из парочки столпов того, что уцелело от голливудского кинобизнеса в классическом его смысле (а согласно его же словам, дальше с ним все будет только хуже).

1961 год и мир, как ни странно, весьма похож на то, что мы имеем сейчас. СССР и США бряцают вооружениями и перманентно стоят на пороге ядерной войны. В Нью-Йорке ловят советского шпиона Абеля, тихонько пишущего картины в своей бруклинской квартирке. Из чисто репутационных соображений за его защиту берется страховой юрист (а некогда – обвинитель на Нюрнбергском процессе) Джеймс Донован (Хэнкс). В стране, перепуганной коммунизмом, защита становится делом весьма условным, но вдруг на другом конце земли происходит приблизительно то же самое – уже с американским летчиком Пауэрсом. Дальше начинается самое интересное.

01/4

С первых же сцен “Моста” в глаза бросается практически полное отсутствие каких-либо привычных жанровых ярлыков. Хотя, учитывая тематику, соблазн, конечно же, велик. Во главе угла стоит прежде всего обычный человек, тогда как спецслужбы и чинуши могут похвастаться приблизительно одинаковой подлостью по обе стороны Берлинской стены. В советских сценах здесь нет шапок-ушанок, медведей и балалайки, в американских – заоблачного идеализма. Абель тут – не злобная крыса, а смирившийся дисседент, почти философ с грустными глазами. А главный герой Донован и вовсе остается как бы вне контекста. Он и не разведчик, и не военный, и не шпион – всего лишь человек, который пытается помочь другому человеку.

“Мост шпионов” – это, в общем-то, квинтессенция того, что Спилбергу всегда удавалось лучше всего (и, что еще прекраснее – побег от того, что некоторым его работам шло явно не на пользу).

Стилистическая выдержка “Мюнхена” здесь сменяется светлой, почти тинтиновской эстетикой 1960-х, историческая подкованность “Линкольна” – авантюризмом “Поймай меня, если сможешь”. Если Спилберг последних лет преимущественно учил нас привыкать к, извините, старческим хронометражам и повышенной академичности, то “Мост” – кино удивительно свежее, при всем том, что в каждой сцене здесь угадывается спилберговский почерк. Во многом это заслуга братьев Коэнов, которые написали к “Мосту” сценарий – среди эстетики холодной войны то и дело проскакивают по-хорошему дурацкие сценки с насморком, фиктивными родственниками Абеля и так и не съеденным завтраком (а в заснеженном Берлине очень не хватает пробегающего кота из “Внутри Ллюина Дэвиса”).

01/4

Ярко выраженное авторское начало здесь занимает ровно столько же места, сколько и стремление сделать фильм, понятный каждому. Поставить правильные моральные ориентиры, но при этом не озвучивать совсем уж очевидные вещи. В конце концов, война войной, а главными в спилберговской вселенной по-прежнему остаются люди, для которых исторические, политические и социальные реалии отходят на второй план по сравнению с желанием поступить по совести. И пускай в мире 2015-го детей не учат прятаться под партой в случае ядерных ударов, превратить такую мысль в не приторную, но при этом очень стильную и органичную историю – мастерство не только выдающееся, но еще и очень своевременное.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь