Как архитектор Городецкий изменил лицо Киева
Лешек Дезидерий Владислав Городе́цкий – полное имя польского архитектора, который жил и работал в Киеве 30 лет. Первым его заказом здесь был охотничий тир и павильон в усадьбе Киевского отделения Императорского общества правильной охоты, что располагалась возле Лукьяновского кладбища. Здания были построены Городецким бесплатно – ради рекламы. К нашему времени не сохранились, так как были изготовлены из дерева.
Великий архитектор и сам был заядлым охотником. Он путешествовал по землям Закаспийского края, Туркестана, Афганистана, Алтая, Западной Сибири, а зимой 1911 – 1912 гг. побывал в африканском сафари, после которого издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника». Рисунки и фотографии там принадлежат его авторству. Сегодня эта книга является большой редкостью, но увидеть её можно в экспозиции Музея Одной Улицы на Андреевском спуске.
Выражаясь современным языком, Городецкий был настоящим техногиком. Ему принадлежал один из первых автомобилей в городе. Кроме этого, он еще и совершал полеты с первыми авиаторами и горячо интересовался работами авиаконструктора Игоря Сикорского.
Владислав Городецкий владел цементным заводом «Фор» под Киевом, а большинство проектов реализовывал на своем же бетоне.
В отделке фасадов архитектор предпочитал работать с итальянским скульптором Элио Саля. Их первой совместной работой стал Национальный художественный музей Украины – первый, построенный при содействии интеллигенции и промышленной элиты города (Ханенка, Терещенка, Хвойки и других меценатов). Итальянец выполнил для музея композицию фронтона, двух львов и грифонов. Саля также был первым, кто отказался от применения алебастра в лепнине и заменил его на полусухой цемент. Его скульптуры отличались особой прочностью и долговечностью.
Караимская кенасса, которая сейчас называется Домом актера, была построена Городецким при содействии мецената и табачного фабриканта Соломона Когена. Караимы – небольшая народность, религия которой включает элементы ислама, иудаизма и других восточных культов. Долгое время община была вынуждена снимать для молитв отдельный дом, но Коген, будучи одним из самых богатых киевлян, решил это исправить. Здание кенассы выполнено в мавританском стиле и своими резными стенами с элементами арабесок напоминает дворцовый комплекс Альгамбра в Испании.
Дом с химерами Городецкий построил на спор за два года. Друзья-архитекторы считали его сумасшедшим за решение возводить здание на склоне, но участок уже был куплен. Из-за его специфики дом со стороны Банковой имеет 3 этажа, а со стороны площади И. Франко – 6. На каждом этаже расположены квартиры с 8, 9 или 10 комнатами, винным погребом, конюшней для экипажа и коровником. Фасад дома оформлен скульптурами носорогов, русалок, жаб, оленей, которых можно встретить и во внутреннем убранстве. Сами же комнаты здания расписаны сценами из охоты и под морское дно. Снимать такое жилье могли позволить себе только очень богатые люди. Например, премьер-министр Украинской Народной Республики Всеволод Голубович.
Костел Святого Николая был построен Городецким в 1909 году. Несмотря на то, что в конкурсе победил молодой архитектор С. Воловский, руководство взял на себя Владислав, путешествовавший для доработки проекта в Вену. Он использовал закладку фундамента на бетонных сваях, добавил традиционное окно-розетку и третью башенку. Поэтому некоторые элементы костела делают его похожим на храм 19 века Votiv Kirsch возле Венского университета.
В 1928 году 65-летний зодчий отправляется в Тегеран строить дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Там через два года он оканчивает свой жизненный путь.
Фото: smartclever.com.ua, liveinternet.ru, loukanine.livejournal.com, terra-z.ru