Почему мессенджеры лучше соцсетей и как они берегут наши нервы
В сентябре Ян Кум, основатель мессенджера WhatsApp, купленного компанией Facebook за 19 млрд долларов, похвастался цифрами: месячное количество пользователей по всему миру превысило 900 миллионов. С такими темпами совсем скоро уже можно будет сказать, что каждый седьмой человек на планете пользуется WhatsApp. Количество человек, использующих Facebook Messenger, не отстает от WhatsApp: по данным за сентябрь, месячная сумма активных пользователей составила 700 миллионов. А к настоящему моменту эти цифры, конечно, стали еще внушительнее.
Все это говорит как минимум о том, что за последние годы мессенджеры превратились из альтернативного способа коммуникации в едва ли не ключевой. Вспомните, как вы общались в интернете еще пару-тройку лет назад. Переписки в социальных сетях, звонки по Skype. Но у Skype то и дело были какие-то проблемы со связью, ответ в соцсетях порой приходилось ждать по несколько часов, да и вообще – такое общение было раздробленным. Сейчас же все просто: устанавливаешь мессенджер на свой смартфон, и программа автоматически добавляет контакты из твоей телефонной книжки. А ответы в мессенджере приходят практически мгновенно: все всегда на связи, у всех стоят уведомления. Но все эти технические преимущества итак очевидны каждому, кто хоть раз пользовался Viber, WhatsApp или Telegram. Интереснее акцентировать внимание на других выигрышных особенностях мессенджеров.
Мы живем во время информационного перегруза. Тонны истерических новостей, разгоряченные мнения и споры, множество раздражающего контента (в духе «10 вещей, которые должен знать каждый»), бесконечные отвлекающие внимание котики и собачки, назойливая реклама. Тот же Facebook раньше действительно можно было использовать как персональную газету, подписавшись на своих друзей и любимые СМИ. Сейчас Facebook – не в последнюю очередь благодаря запутанному алгоритму выдачи новостей в ленте – превратился в сложноустроенную свалку.
Со ВКонтакте ситуация получше: там лента новостей не превращается против вашей воли в помойку. Но если начистоту: ну кто использует эту соцсеть для собственного роста и развития? Конечно, можно подписаться на какие-то научные паблики. Однако новость о том, что найдена вода на Марсе, будет как-то странно смотреться среди новых фотографий с моря от ваших бывших одноклассников и каких-нибудь репостов смешных видео. Знания не могут появиться «на фоне», они должны усваиваться целенаправленно.
Именно поэтому в 2015 году уместно говорить об определенной информационной диете, правильном потреблении сетевых ресурсов. И мессенджеры в этом плане стоят во главе угла. Они избавляют нас от ночных бдений на чужих страничках, лишнего мусора новостной ленты и прочих вещей, отвлекающих от самого главного – непосредственного общения. В мессенджере нет возможности как-то публично выпендриться, чем часто страдают те или иные ваши «друзья» в соцсетях, вызывая совершенно лишние эмоции, которых можно было бы избежать. В Telegram или Viber нельзя оставить обидный комментарий, испортив человеку настроение на целый день. Мессенджеры снова сводят суть сетевого общения непосредственно к обмену репликами – без отвлекающих маневров, и это именно то, что нам нужно. То, что нас может спасти. А если так хочется развиваться, для этого тоже есть отдельные приложения, начиная с какого-нибудь Longform, в котором кураторы выбирают лучшие лонгриды сегодняшнего дня, заканчивая Pocket, в котором можно сохранять себе статьи для чтения «на потом».
В общем, мессенджеры и разграничение потребления информации – это неизбежность для любого человека, который на фоне очередных постов о «многоходовочке Путина» все еще стремится сохранить здравый рассудок.