Каково это: создать с нуля бренд, уже 15 лет шьющий пальто в Украине
Компания Vivalon начала отшивать пальто еще в 2001 году. Этот бизнес создали мои родители: сначала размещали заказы в ателье, потом сняли небольшое помещение и начали налаживать работу самостоятельно. В то время команда состояла где-то из 5 человек, сегодня нас — около 30.
В 17 лет я переехала учиться в Киев. Через полгода создала группу Вконтакте, сфотографировала пальто на обычный фотоаппарат — и все закрутилось. В свой первый сезон я продала 20 пальто и это было невероятно. Осенью родители привезли мне железную стойку — так начался “магазин на диване”. Через два года мы открыли свою торговую точку.
У нас нет дизайнера-модельера, как такового: мы с родителями стараемся 2-3 раза в год ездить в Европу исключительно по работе: обходим магазины масс-маркета, люкс-сегмента, рассматриваем, фотографируем, отслеживаем тренды. Мы делаем упор не на эксклюзивность, наши модели не встретишь на красной дорожке, но они идут практически любой девушке и очень удобны в повседневной жизни. Главное — носибельность вещи.
Мы закупаем ткани в Италии, Франции, Германии и немного — в Украине: наш текстиль не уступает по качеству, но — по разнообразию расцветок. Главный критерий — 70-80% шерсти. Если раньше мы закупали регуляры — рулоны ткани по несколько километров, то сегодня перешли на стоки: не хотим поднимать цены на наши пальто. Бывает, ткани хватает на 50 или 100 пальто — мы можем отшить модель, сфотографировать её, а через неделю все уже раскупят. Мы жертвуем количеством, но оно позволяет нам держать цены на прежнем уровне, не прибегая к синтетике.
Фурнитуру закупаем в Италии, у поставщиков, которые производят её и для Burberry.
Перед тем, как выпустить одно пальто, мы можем отшить его в десяти вариантах — с разными карманами, воротником или горловиной — пока не поймем, что нашли идеальную модель. После этого она запускается в массовое производство.
До продвижения в интернете наши пальто продавались просто через торговых представителей в 12 городах Украины. Но после того, как закончился Майдан, мы поняли, что пора что-то менять. В это время я случайно увидела новость в Твиттере о журналистке Юле Савостиной и её эксперименте — годе жизни на товарах только украинского производства. На тот момент её эксперимент закончился, и она уже писала книгу о его результатах. Я отправила ей очень много писем, но все безответно. В конце концов, мне удалось связаться с Юлией: она написала о нас в книге, а также пригласила принять участие в первом фестивале Made in Ukraine. Тогда он казался нам просто необыкновенно масштабным — что-то около 60 производителей! Но было лето и за 2 дня мы продали только одно пальто.
На последнем же фестивале, который был в конце сентября, продали уже 75.
После бума на все украинское изменились и наши модели, и покупатели. Если раньше мы отшивали классику — хорошего качества, но обычные пальто, то сегодня делаем упор именно на трендовые модели.
Самая популярная наша модель — «Леся». Мы начали шить её прошлой весной и вот уже третий сезон она просто разлетается. Если на улице встретятся две девушки в одинаковых пальто, но разных цветов, то они могут и не понять, что это одна и та же «Леся». Второе место по востребованности занимает модель-кимоно: этой весной она представлена у нас в васильковом, изумрудном, сером и цвете фуксии.
Прошлой весной мы начали продавать свои пальто в Прибалтике, в Вильнюсе. Удивительно, но прибалты отстают от нас в трендах где-то на 2 года: когда мы впервые завезли модели, которые продаем сегодня у нас, пришлось забирать их обратно. А те пальто, которые были у нас в остатке и уже даже не отшивались, поскольку не было спроса, разлетаются там как горячие пирожки.
Мы решили также сделать линейку летних пальто, которые будут актуальны до июня. В прошлом году делали что-то подобное, но тогда была только одна модель в двух цветах — всего около 50 пальто, которые очень быстро разобрали. В этот раз мы закупили красивые хлопковые ткани в 6 расцветках и хотим отшить из них 2-3 модели. Будем представлять их где-то через 2 недели.
Идеальное время для покупки весеннего пальто — конец февраля и начало марта: если вы хотите наверняка поймать понравившуюся модель, то лучше приезжать раньше, пока она еще будет в наличии. Например, в прошлом году в конце марта мы остались уже только с моделями в черном и темно-синем цветах. Еще один момент: лучше приезжать в будни, поскольку в выходные наплыв людей просто огромный.
Чтобы не прогадать с покупкой пальто, нужно обязательно обращать внимание на состав ткани — чем больший там процент шерсти, тем лучше. Кроме того, нужно взять ткань и немного потереть её: если она не начнет кататься сейчас, то, скорее всего, не будет и в будущем. Еще пальто должно быть легким — если в составе преобладает шерсть, то оно и будет таким: синтетическое — в два раза тяжелее. Плохая ткань на ощупь — словно картон или стекло: в теплое время она будет парить, а в холодное — вообще бесполезная вещь.
В ближайшем будущем мы хотим переехать ближе к центру, запустить новый сайт и продолжить продавать свои пальто в Европе.
Самое сложное в нашей работе — предугадать, что будут носить в этом сезоне. Иногда мы шьем модель и нам кажется, что это будет хит. Но все оказывается наоборот: популярным становится пальто, которое казалось нам хорошим, но обычным. А самое приятное в работе — когда девушка приходит к нам уже за своим энным пальто, приводит маму, подружек, пишет отзывы и сбрасывает фотографии в личку.