Cпецпроекты

Объясните на пальцах: «Портрет четы Арнольфини» ван Эйка


0 485 55
Редакция bit.ua продолжает рубрику о произведениях искусства, их зашифрованных символах и том, что хотел сказать автор. В новом обзоре — «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

Ранее мы анализировали картину Эдварда Мунка «Крик», а в этот раз хотим уделить внимание деталям на полотне ван Эйка.

«Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи. Во-первых, это первый известный парный портрет — Ян ван Эйк создал его в 1434 году в Брюгге. Несмотря на название полотна, до сих пор точно не установлено, кто именно изображен на нем. Самая популярная версия гласит, что на картине — купец Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанца. Исходя из этого, многие искусствоведы долгое время считали, что портрет демонстрирует церемонию бракосочетания пары: на это указывает ряд деталей, включая жест мужчины, приподнявшего руку, словно давая клятву, и сложенные вместе руки пары. В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности. Искусствовед Маргарет Костер, например, считает, что портрет был заказан в память об ушедшей при родах жене, чему также сопутствует ряд аргументов.

По второй версии художник изобразил на картине себя и свою супругу Маргариту — схожесть женщин и самого ван Эйка можно отследить на других портретах его руки. Это также бы объяснило и надпись над зеркалом, гласящую: «Здесь был ван Эйк». Историки же считают «автограф» следствием принятия римского права, когда любые правовые сделки должны были быть задокументированы свидетельским показанием, что возвращает нас к версии о возможном бракосочетании четы Арнольфини.

Картина написана маслом — в новой на то время для ван Эйка техникой, которую позже назвали фламандской. Её особенность — в наслоении тонких мазков краски, позволяющих создать эффект поражающего реализма и трехмерного пространства. Колорит полотна очень насыщен, а свет, падающий из окна, отражается от разных поверхностей, создавая атмосферу уюта и покоя.

Сегодня картина находится в Лондонской национальной галерее.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: