Зайчиха-мент и все-все-все: почему “Зоотрополис” возвращает веру в мультфильмы Disney
Деревенская зайчиха хочет стать ментом, несмотря на советы родителей не выпендриваться и сажать вместо преступников морковку. Благодаря нечеловеческому рвению она все-таки сдает экзамены и едет в столицу – Зоотрополис – работать там первым зайцем-копом в истории. Жизнь быстро наносит ответный удар: в первый же день зайчиху отправляют выписывать парковочные талоны и кидает лис-мошенник. Впрочем, у зайчихи вскоре появится шанс проявить себя. В городе начинается полный нуар с похищением выдры-польского-эмигранта и еще 13 животных. Зайчиха опускается на самое дно, чтобы увидеть истинное лицо Зоотрополиса.
За последние годы Disney определенно взяла курс на захват мира и монополизацию семейного кинорынка. Она выкупила “Звездные войны”, она будет делать нового “Индиану Джонса”. Она приобрела Marvel, а еще ранее – студию Pixar, главного производителя умной анимации для всех возрастов. Последнее, очевидно, принесло плоды и для менеджмента самой Disney. Присутствие в режиссерских и продюсерских креслах таких людей как Рич Мур (“Симпсоны” и “Футурама”) и Джона Лассетера (автора “Истории игрушек” и одного из создателей Pixar) явно берет курс на “пиксаризацию” Disney. Как результат – прощание (ну или почти прощание) с нафталиновой милотой предыдущих диснеевских мультфильмов.
“Зоотрополис” – это прежде всего история о расизме, шовинизме и нетерпимости.
“Зоотрополис”, к чести продюсеров и функционеров, – это не очередной мультфильм про посіпак или няшных безыдейных зверьков, чья единственная задача – уйти в мерчендайз. Это прежде всего история о расизме, шовинизме и нетерпимости. Этот месседж – про то, что нехищники на всякий случай носят баллончики от хищников, а хищники как бы вопрошают “это все потому, что я с клыками?” – считывается с первых же сцен, но при этом почти за два часа экранного времени не успевает стать приторно-морализаторским.
Все благодаря отличному сценарию с удивительно насыщенным, детализированным и самоироничным миром. Зоотрополис – это такой себе Нью-Йорк. Здесь вот хомяки ходят в свои хомячьи Macys, здесь обитает мафиозный клан с медведями-вышибалами (и гениальной цитатой на “Крестного отца”), а здесь граждан принимают государственные муниципальные службы, судя по очередям и ленивцам в окошках.
Да, кому-то этическая позиция за равенство и терпимость может показаться все тем же вдалбливанием и без того понятных истин. Но вспомните последние комментарии в своем фейсбуке, когда речь заходила о беженцах, геях или праве на аборт – если даже в 2016 году эти вещи вызывают столько полемики, возможно, истины не такие уж простые?
“Зоотрополис” – отличный пример того, как коммерческая анимация может быть не только смешной, универсальной и умной, но и поднимать актуальные взрослые темы, не раздражая окружающих. Но прежде всего – это очень бойкий, полный отсылок развлекательный мультфильм от студии, до которой наконец дошло, что пора завязывать с лезущей из ушей абстрактной милотой и песнями каждые 20 минут. Впрочем, одну песню они на всякий случай оставили.