Спецпроєкти

Сериал «Марсель»: карточный домик из клише


Олесь Николенко посмотрел «Марсель», новую политическую драму от Netflix с Жераром Депардье в главной роли, и рассказывает, что с ней не так (примерно все).

«Марсель» – первый франкоязычный сериал в истории Netflix. Логотип Netflix на том или ином шоу всего лишь за три года превратился в настоящий знак качества – на уровне с лучшими кабельными каналами вроде HBO, AMC, Showtime. Самый первый сериал компании, «Карточный домик» с Кевином Спейси, вышедший в 2013-м, моментально стал современной классикой. В общем, ожиданий от «Марселя» было много, но в итоге они не оправдались.

Великий и ужасный Жерар Депардье играет Робера Таро, мэра Марселя, который сидит на своем посту целых 20 лет. Он любит этого город даже больше, чем свою семью: жену, красавицу-виолончелистку Рошель, и дочь Жюли, которая переживает бурную молодость и пытается заниматься журналистикой. На протяжении последних десяти лет заместителем Таро был Люка Баррэ, белобрысый сексоголик с хищным взглядом. Баррес всегда хранил верность своему наставнику, однако на предстоящих выборах решил пойти против него и отобрать у Робера кресло мэра. Разумеется, возмущенный такой наглостью, Таро решает дать отпор этому сопляку, хотя изначально планировал отойти от политической жизни.

marseille-etes-vous-choques-que-tf1-ne-diffuse-que-les-deux-premiers-episodes-sondage-6056bc0d1087d91104

Жерар Депардье, как всегда, на высоте. Он – единственное украшение сериала. Лучшие сцены в «Марселе» – это когда его герой просто занюхивает кокаин, не произнося при этом ни слова, и только слегка кряхтит, но все равно выглядит величественно. На фоне Депардье все остальное – другие герои, их реплики и поступки, вообще весь мир сериала – выглядит имитацией реальной жизни из непрочного картона.

Из-за схожей сюжетной канвы, завязанной на политических интригах, «Марсель» неизбежно сравнивают с «Карточным домиком» – естественно, не в пользу новинки. Хотя в данном случае уместнее было бы вспомнить другой великий (и недооцененный) сериал «Босс», который закрыли после двух сезонов. Проблема в том, что и «Карточный домик», и «Босс» – тонкие истории, а «Марсель» целиком и полностью построен на клише американских фильмов и сериалов о «плохих политиках». Есть мэр, который вроде бы не святой, но в нем есть какой-то моральный стержень, и он же, черт побери, так любит этот город. И есть выскочка, который пытается выехать на лозунге «дорогу молодым», а еще очень любит спать с женщинами и умеет договариваться. Весь сериал мы наблюдаем «борьбу за трон». «Старая школа» против молодняка. В ход идут самые грязные методы, в дело подключается мафия, никто никого не жалеет, и в итоге страдают абсолютно все.

marseille-2

Впрочем, клише – это не так уж и плохо, если попытаться их как-то обыграть по-новому или же хотя бы просто выписать с любовью. Но в «Марселе» все эти штампы подаются очень грубо и порой совсем уже нелепо. В сериале есть множество таких сцен, от которых просто становится неудобно. Люка Баррэ хочет переманить на свою сторону старого друга Робера Таро, главного редактора марсельской газеты, и для этого пытается ухватить его за член в мужском душе. Любовница Баррэ говорит ему: «Чтобы выведать эту информацию, мне придется отсосать своему мужу». Жюли, дочка мэра, показательно целуется со своей подружкой, а затем кривится: «Нет, мне это по-прежнему не нравится». И дело здесь не в ханжестве – французские зрители тоже подметили нелепость диалогов в «Марселе» и даже коллекционируют самые дурацкие из них в отдельном Tumblr-блоге.

10310043-le-marseille-de-netflix-vu-par-les-actrices

Помимо политиков и их войны, есть еще и другой главный герой – сам город Марсель. Но создатели сериала и здесь облажались. Очевидно, была попытка замахнуться на какое-то социальное высказывание между строк в духе легендарной «Прослушки», где в манере сурового реализма была продемонстрирована жизнь трущоб в Балтиморе. В итоге получился не реализм, а оскорбление. В «Марселе» пунктирно показывают «гетто»: бетонные коробки, в которых «погибают люди», живут нацменьшинства и процветает бандитизм. Но в сериале нет и доли человечности и продуманности, с которой в той же «Прослушке» выписывали каждого захудалого героинщика или драгдиллера. Здесь обошлись двумя друзьями-подельниками по ограблению: один – полный отморозок, а второй – стремится вырваться из жизни в гетто, а еще они оба влюблены в дочку мэра. Об исходе этой сюжетной линии нетрудно догадаться. Впрочем, чем закончится основной сюжет (кто победит на выборах?), тоже становится ясно примерно к середине сезона.

Неясно только, зачем смотреть «Марсель» целиком. Ради Депардье? Актер гораздо убедительнее играет политического монстра с человеческой душой в недавнем фильме Абеля Феррары «Добро пожаловать в Нью-Йорк». А лучше всего – пересмотреть старую-добрую «Прослушку», и в очередной раз поворчать о том, что «ничего лучше уже не снимут». Ведь, к сожалению, это правда.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь