Спецпроєкти

Прости нас, Рэмбо: куда ушла эпоха «настоящих мужиков», которыми мы так не стали


1
Вспоминаем киногероев, принадлежавших эпохе «настоящих мужиков». Которыми мы, к сожалению или счастью, так и не стали, хотя очень старались.

Когда звучит «Eye of the Tiger» группы Survivor, любой приличный человек вспоминает Рокки Бальбоа и у него в жилах закипает кровь, спина автоматически распрямляется и поднимается боевой дух. Более того, многие из нас слушают эту песню в спортзалах, когда силы заканчиваются, но нужен еще один рывок. Потому что сознание рисует кадры из «Рокки 3», когда герой Сталлоне самоотверженно тренируется – и это воспоминание нельзя подводить.

Вообще, Сильвестр Сталлоне был для нас примером настоящего мужика, образца крутости. В первом «Рокки» есть показательная сцена, когда Рокки Бальбоа (в шляпе, кожанке и с фингалом под глазом) приходит в зоомагазин и пытается флиртовать там с продавщицей по имени Эдриан. Девушка оказывается застенчивой, а сам Рокки довольно косноязычен, разговор явно не клеится. Но Бальбоа не теряется и принимается болтать с птицами в клетке, а на прощание обещает придумать смешную шутку, и завтра ее рассказать. И что вы думаете? Рокки (в отличие от многих нынешних мужиков) держит свое слово – и рассказывает шутку про черепаху. Там действительно убойная шутка – фильм стоит пересмотреть хотя бы ради нее.

tumblr_nyc4woO9Zr1uewx7xo1_400

Еще был «Рэмбо», в которого мы играли во дворе. Иногда роль этого самого «рэмбо» приходилось выполнять старшему брату и разруливать какие-то разборки, в которые ты встревал из-за своего длинного языка. Даже если старшего брата не было, эта угроза все равно до поры до времени работала.

А чего только стоил один только постер фильма «Кобра». Там Слай изображен с зубочисткой в зубах, авиаторах и со стволом в руках.

Мы потом, конечно, пытались копировать фирменный небрежный и самоуверенный стиль Сталлоне. Его походку, взгляд. Одноклассницы и сверстницы, глядя на эти судорожные попытки, крутили пальцем у виска и уходили танцевать со старшими.

А мы в это время фантазировали, каким изощренным образом мы бы расправились с этими старшаками в духе Слая – и отвоевали своих женщин.

mall-jump-police-story

В нашем детстве “настоящих мужчин” было много. И все разные. Джеки Чан – человек с перекошенным лицом, который вечно падает и что-то себе ломает – научил нас мужественно терпеть боль и гордиться своими переломами. Дошло до того, что в мужской среде на тебя смотрели как на белую ворону, если ты признавался, что не ломал ни руку, ни ногу. Собственно, и бесстрашно покорять вершины всяких заброшек (где конечности, как правило, и ломались) нас вдохновлял именно он. И с замирающим сердцем мы карабкались, не признаваясь друг другу в страхе высоты.

В нашем детстве “настоящих мужчин” было много. И все разные. Джеки Чан – человек, с перекошенным лицом, который вечно падает и что-то себе ломает – научил нас мужественно терпеть боль и гордиться своими переломами.

Одним Джеки Чаном наше знакомство с восточной культурой не ограничивалось. Каждый порядочный отец семейства держал дома хотя бы одну видеокассету с Брюсом Ли в главной роли, которую мог пересматривать бесконечно. Мы смотрели и поражались кошачьей грации Брюса, его бесшумным и резким движениям. Нам хотелось так же. Некоторые пытались учить карате и другие единоборства по тонким дешевым книжкам-брошюрам. Во время своих первых драк мы слизывали капли крови с разбитого носа или губы, повторяя за Брюсом, и ждали, когда же это даст прилив сил, чтобы одержать победу. Но ничего не происходило, кровь отдавала неприятным металлическим привкусом в рту, рана начинала саднить, и больше всего хотелось не побеждать противника, а убежать к маме на кухню и заесть боль домашними котлетами.

tumblr_mxd0s1X5hM1sduiwvo3_r1_500

Когда мы понимали, что восточные единоборства нам не по зубам, но произвести эффект на окружающих (на девочек) хотелось, на помощь приходил Арнольд Шварценеггер. Железный Арни славился своим непроницаемым суровым видом, темными очками и бесподобными one-liners: «Аста ла виста, бейби» или «I’ll be back». И вот, допустим, конец уроков, все собирают сумки. Ты уже собрался, взял из дому папины солнцезащитные авиаторы (у чьих родителей такие были) и такой подходишь к парте твоей зазнобы, чтобы произнести какое-нибудь «аста ла виста», но в этот момент обязательно что-то идет не так. Голос дает петуха (срывается на детский фальцет) в самый неподходящий момент. Девочка отвлекается на какого-то козла-одноклассника. Кто-то замечает твою расстегнутую ширинку.

В общем, вместо эффектного прощания в духе Терминатора приходилось спешно ретироваться под смешки зубоскалов-одноклассников. И в этом, кстати, вообще заключался какой-то рок судьбы школьника: когда пытаешься выпендриться, что-то обязательно идет не так. Впрочем, во взрослой жизни то же самое, только последствия гораздо более катастрофические.

urbanjustice02

Дальше мы взрослели, а кумиры менялись. Эффектный выпендреж и трюкачество постепенно сходили на нет: хотелось какой-то неочевидной крутости. Самый необъяснимый пример – Стивен Сигал. Сейчас, не заглядывая в гугл, будет трудно вспомнить название хотя бы одного-двух фильмов с его участием. Но общая сюжетная канва всегда была примерно одинаковой. Какие-то чертовы ублюдки захватывают некий объект (поезд или школу) и грозятся захватить весь мир. И когда спецслужбы в очередной раз лажают, в дело вступает серый кардинал – герой Сигала, который в одиночку и с каменным лицом отправляется на разборки. В отличие от других наших героев, он поначалу выглядит максимально неприметно, а свою суперсилу прячет под классическими рубахами или кожаными плащами. И только с виду Сигал кажется неповоротливым, а на деле легко убирает даже шаолиньских монахов. Просто он не делает лишних движений – настоящий минималист.

В отличие от других наших героев, СИГаЛ поначалу выглядит максимально неприметно, а свою суперсилу прячет под классическими рубахами или кожаными плащами. быть похожим на такого шансов больше.

Да и Чак Норрис в те времена был не просто почвой для несмешных мемов, а действительно образцом для подражания. По телевизору как раз начали крутить депрессивные сериалы про отечественных ментов, и на их фоне «Уокер – техасский рейнджер» был настоящей отдушиной. Мы претерпевали ежедневный школьный ад, но грели себя мыслью, что в любой момент это можно закончить. Достаточно просто купить шляпу как у Чака, пикап, и отправиться на юг США, чтобы вершить справедливость в каком-нибудь городке со значком шерифа.

А Брюс Уиллис? Сейчас он играет в чем ни попадя, да и делает это в большинстве случаев одинаково. Когда-то это был абсолют, идеал (по крайней мере, пока не начал лысеть), правильная пропорция всего. И главным свойством, которым мог похвастаться Брюс (и больше никто) была безотказная самоирония даже в самой безнадежной ситуации.

24fc8ae0-e20c-0132-464d-0ebc4eccb42f

В “Лунном свете” он одновременно любит и хочет придушить свою партнершу Кэтлин Тернер. Но держится легко и иронично. В “Крепком орешке” пролазит целый небоскреб в грязной майке и ходит босиком по битому стеклу. Держится легко и иронично. В “Криминальном чтиве” самоотверженно любит тупенькую девушку и попадает в плен к садистам. Но не отчаивается, а решает все легко и иронично. Мы этому так и не научились.

Во всем этом прослеживается любопытная тенденция: чем больше мы взрослели, тем более «реалистичных» выбирали себе кумиров. Понятно, что сначала ты мечтаешь перевязывать кулаки и драться, как Жан-Клод Ван Дамм в «Кровавом спорте» или трюкачить, как Брюс Ли. Но затем появляется желание носить рубашки и темные очки, отвечать за слова и поступки, и не выпячивать свою крутизну. В этом плане последним героем был Данила Багров из двух частей балабановского «Брата». Он пришел в те времена, когда мы начинали понимать цену не только маминых кулинарных шедевров, но и маленьких осколков житейской мудрости, которыми иногда делились наши отцы (и другие взрослые мужики, скупые на слова).

Одно только непонятно: на каком этапе все пошло не так? Куда ушла эпоха Слая, Арни и Сигала? И почему мы так боготворили этих «настоящих мужиков», но в итоге ими не стали? Вопросы, конечно, риторические. Сталлоне и Уиллис эффектно смотрятся на экране и не менее эффектно решают какие-то проблемы с плохими парнями. Но когда приходится решать какие-то менее героические, бытовые вопросы или вникать в чувственные тонкости, что сделает парень в авиаторах, кожанке и зубочистке в зубах? Он только посмеется и упорхнет на поиски плохих парней. А мы останемся, хорошо это или плохо.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь