“Джульетта” Альмодовара: Мадрид слезам не верит
В начальных титрах «Джульетты» написано просто «фильм Альмодовара», мол, и так все поймут, какого именно. Несмотря на то, что имя режиссера давно стало нарицательным для экранных историй о матерях, женщинах разных возрастов и страстях с южным колоритом, в испанском прокате это был худший старт для режиссера за 20 лет. Возможно, тому виной отсутствие звезд вроде Пенелопы Крус или Антонио Бандераса, возможно, что-то другое, суть не в этом.
Джульетта – женщина околобальзаковского возраста, у которой внезапно пропадает дочь. В попытке напасть на ее след Джульетта возвращается в Мадрид, где проходила ее бурная молодость. На женщину нападают воспоминания и призраки прошлого, от которых только и успевай отбиваться. А также где-то там скрыта трагедия, из-за которой спокойной жизни Джульетте не видать до сих пор.
“Джульетта” – это еще один хороший Альмодовар, ни больше, ни меньше. Но в этот раз в глаза бросается отличительная черта: испанец в кои-то веки не прибегает к эпатажу, не бьет молотком по голове. Здесь нет пластических хирургов, пересаживающих кожу, обескураживающих интимных сцен, транссексуалов и прочих эпатирующих элементов. “Джульетта” отлично справляется без всего этого. Условно говоря, это кино, которое с одинаковым комфортом будете смотреть и вы, и ваша мама.
К тому же, один из редких случаев, когда режиссер работал с чужим текстом (кстати говоря, Элис Манро); в Каннах он признавался, что обычно ему в таких случаях не хватает уверенности в результате, но в этот раз – наоборот. Как это часто бывает у испанца, тут много места отведено женским характерам, яркому прошлому, определяющему проблемное будущее, и слезам. Если уж совсем грубо – то Альмодовар берет образцовый мелодраматический текст про женщин и для женщин, прогоняет его через призму своего отточенного мастерства рефлексий и флэшбеков, и выдает фильм для всех.
К своим 66 годам испанец будто бы признается, что и общечеловеческие сантименты ему не чужды. Эстетика “Джульетты” – с каноническим домиком у моря, южными персиковыми тонами, мужчиной почти модельной внешности, разговорами об античной литературе – целиком и полностью об этом. Это кино, после которого ты откупориваешь бутылку красного, вспоминаешь первую любовь и грустишь о прошлом. И звонишь маме, в конце-то концов.