Cпецпроекты

Как урбанисты изменят Одессу: интервью с Константином Емельяновым


0 430 17
В эти выходные Urban Inst. провели эксперимент «Оккупай Жукова». На два дня квартал по улице Вице-адмирала Жукова стал пешеходным. На нем появились скамейки, деревья, газоны. Редактор bit.ua поговорила с Константином Емельяновым, основателем Urban Inst. о транспорте, урбанистике и людях.

Про Urban Inst.

11040372_1046685815381950_2238843086906839460_n

Константин Емельянов, основатель Urban Inst.

-Чем занимается ваша организацию Urban Inst., кроме  «Оккупай Жукова»? 

Год назад мы проанализировали велопользование и  создали проекты велодорожек для нескольких улиц. Мэрия их утвердила, но реализация движется достаточно медленно. Этим летом вместе с  Зеленым театром мы запустили  курс урбанистики и хотим продолжать его. Так мы сможем находить людей для всех наших начинаний. Часть ребят с курса уже в нашей команде.

Сейчас мы работаем над экспериментом на Ришельевской улице. Он поможет рациональнее использовать проезжую часть. На Ришельевской две полосы из четырех – парковка.  Троллейбусы и маршрутки только усложняют движение.  Это не эффективная модель. Чтобы ее улучшить, нужно понять иерархию пользователей пространства. На первом месте  в ней стоит общественный транспорт, далее – велосипедисты, как наименее защищенные и автомобилисты.

Крайний правый ряд стоит отдать общественному транспорту. Если у него появится выделенная полоса, он станет быстрее. Это даст преимущество над частным автомобилем.  Крайнюю левую полосу нужно использовать как велодорожку и зону парковки. Отделив этой зоной велодорожку от проезжей части, мы защитим велосипедистов  и получим три свободные полосы. В такую модель не нужно вкладывать много денег, так как разметку планово наносят каждую весну.

— Вы выступили сооснователем ресторана 4City,расскажите о нем.

Инвесторы 4City хотят менять Одессу.  Каждый внес 1000 у.е. на создание заведения и вступил в правление. Инвесторы выбирают ресторатора, который будет управлять 4City и социальные проекты, которым будут выделяться средства.  Мы распределим 70% прибыли на такие проекты, остальные 30% получает управляющий ресторатор.

Сейчас мы набираем вторую волну инвесторов, всего их будет 300 человек. Я один из них, и особенно заинтересован, потому что смогу выставлять на голосование и проекты Urban Inst.

Про город и власть

-Какие взаимоотношения  у урбанистов с властью? Они рассматривают  вас, как некоммерческую организацию, добровольцев?

Urban Inst. и есть некоммерческая организация, мы не политизированы. И мэрия либо поддерживает наши проекты, либо говорит, что нужно доработать. От этого зависит их репутация, так что можно понять их настороженность.

 — Власти собираются принять документ о зонинге  Одессы, что вы думаете о нем?

К архитектуре  в Одессе у меня давно большие вопросы. Тот документ, который сейчас представили, противоречит здравому смыслу. Районы будут застраиваться хаотично, что будет вызывать транспортные проблемы  и снижать комфорт горожан. Появится еще больше депрессивных районов, как «Радужный». Утверждение этого документа нельзя допустить.

Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
01/3
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы
Как могут выглядеть велодорожки на улицах Одессы

— Будут ли у  Urban Inst. проекты, связанные с застройкой города?

Мы следим за этим,  но пока занимаемся более реальными вещами. Например, мы не беремся за строительство паркинга. Сейчас мы хотим упорядочить использование парковок. В них нет дефицита, они просто неразумно используются, и нет штрафов за это.

— Как будут финансироваться ваши проекты? Это будет поддержка государства или третьи стороны?

Финансирование может быть абсолютно разное, деньги под задачи можно найти всегда, будь-то средства из городского бюджета, инвестиции или гранты. Долевое финансирование никто тоже не отменял, граждане и бизнес тоже могут вкладывать в наши проекты.

В случае с Вице-адмирала Жукова, одно из наших условий – включение в бюджет города первичной реставрации и реконструкции этой улицы. Мы убираем отсюда автомобили, первый уровень шума, и сразу обостряется второй – вывески, плохие коммуникации.

 Про «Оккупай Жукова»

— Какая польза от проектов, как «Оккупай Жукова»?

В любом пешеходном пространстве люди больше общаются друг с другом и атмосфера там гораздо доброжелательней. Горожанам понравилась инициатива. Нас спрашивали, не хотим ли мы продлить эксперимент. Мы открыли улицу для инвалидов, мам с колясками, пожилых, всех, кому тут было неудобно или вообще невозможно перемещаться.

Для бизнеса  это увеличение прибыли. За два дня эксперимента, у некоторых она возросла на 10-30%. Другие заведения, куда приходят, например, по записи, не так быстро реагируют. Но если здесь будет пешеходная зона, они станут заметнее.

— Насколько люди понимают необходимость таких проектов? Не говорят «Лучше крышу почините»?

Мы проводили опросы и 99% поддерживают наши начинания. Есть и те, кто говорит «Лучше собирайте на АТО». Но я не вступаю с ними в дискуссию. Я понимаю, что в стране тяжелая ситуация, но я занимаюсь своим делом, а другие занимаются своим.

01/3

— Что ждет «Оккупай Жукова», после того как эксперимент окончен?

Сейчас  мы готовим результаты исследования. Мы проводили опросы, анализ движения на улице, и на их обработку нужно время. Но то, что мы уже определили очень интересно. Мы сравнили пешеходное движение по Вице-Адмирала Жукова в дни мероприятия и по Греческой. Оно оказалось почти одинаковым, что удивительно.  Когда отчеты будут готовы, мы соберем на медиацию представителей власти, бизнеса и жителей улицы. И будем принимать дальнейшие решения.

Мы не хотим перекрывать улицу сразу. Мне кажется  логичным протестировать идею в течение месяца, перекрывая улицу на выходные. Так мы определим, что работает, что нет, что нужно исправить. Если жителей устроит уровень шума, они поймут что, пьяниц на территории нет, здесь чисто, можно говорить о долгосрочных планах.

— Большинство жителей улицы Вице-адмирала Жукова против?

Нет, далеко не большинство. Часть жителей не доверяет, потому что у них есть отрицательный опыт общения с властями. Они обращались за помощью, их игнорировали, не уделяли достаточно времени. Это –одна из проблем городских властей. Мы общались с каждым жителем лично, объясняли какая польза от проекта,  и нам удалось донести наши идеи до них.

Есть группа людей, у которых достаточно рациональные опасения: поиск места для автомобиля, торговцы на улице и чистота. Но все они решаемы. На время эксперимента «Транспортсервис» предоставлял парковочные места на улицах рядом. Те, кто не захотели оставлять машину без присмотра, пользовались паркингом торгового центра,где всегда есть свободные места, особенно ночью.  Второй вопрос  — уличные торговцы, «лошадники», «циркачи» и остальные. Жители беспокоятся, что они заполнят улицу, как Дерибасовскую. Мы тоже не хотим этого и будем вести переговоры с полицией и Департаментом торговли. Еще есть ресторан «Гамбринус», который просто забирает часть улицы. Мы изучаем документы по размещению их летней площадки, законно ли это. А проблему уборки несложно решить со специальными службами.

— Я еще слышала от жителей, что «откроют бары, ночные клубы, спать невозможно будет».

Чтобы этого не произошло, мы создадим «Правила улицы». Все участники бизнеса будут знать, что в 22:00 они должны попросить своих клиентов переместиться внутрь заведения или убрать летные площадки. Есть ряд таких требований, которые несложно выполнять. Любой новый бизнес будет попадать в среду, и он должен играть по ее правилам.

— Значит, на этом этапе главное сформировать у людей доверие к самому проекту?

Да, конечно. Их тоже можно понять, потому что мы непонятно кто такие и откуда пришли. И я бы тоже отнесся с недоверием, но я сначала выслушаю, а потом сделаю выводы, а есть импульсивные люди, которые ко всему насторожено  относятся.

Поэтому мы и запустили этот эксперимент, а не начали со стратегии. Мы хотели показать власти и жителям, что это не больно. Мы рассказали наш план действий, показали ответственных за каждое направление, убедили, что знаем, как решить их проблемы.

01/2

Проекты реконструкции от одесских архитекторов

-Те варианты реконструкции Вице-адмирала Жукова, которые вы представили – это только приблизительные наброски или уже готовые концепции?

Мы хотели показать, как вообще должно выглядеть такое пространство. Если на круглом столе мы примем решение о начале реализации проекта, мы проведем открытый международный конкурс. Это усложнит условия, повысит уровень конкуренции, но и заставит украинских дизайнеров начать что-то делать.

У нас в Одессе вообще большие проблемы со средовым дизайном. Запросов на труд архитекторов нет, им негде проявлять знания и умения, кроме интерьеров и частных проектов. Мы хотим эти запросы формировать. Территория улиц и пешеходные пространства —  это важные зоны, где тысячи людей проводят свое время. Это огромный сегмент рынка.

 

 

Наш YouTube-канал
Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: