“Доктор Стрэндж”: врачи без границ
Доктор Стивен Стрэндж (Камбербэтч) занимается хирургией под ритм-энд-блюз 70-х так, будто это какое-то кулинарное шоу, а в свободное от работы время хамит людям и увлекается эгоцентризмом. По дороге на очередной светский раут Стрэндж отвлекается на мобильник за рулем, вылетает в кювет и травмирует обе руки. Оперировать теперь он не может, жизнь идет под откос, а в поисках нетрадиционного лечения Стрэндж попадает в непальский шаолинь, где древняя женщина-гуру (Суинтон) и ее ученик (Эджиофор) открывают порталы, воюют с темной материей и перемещаются в астрал.
Год-другой назад Спилберг и Лукас в один голос сказали, что комиксы постигнет участь вестернов – сначала дикая популярность, но вскоре – забвение. Пока что эти времена не маячат даже на горизонте: календарно-постановочные планы Marvel и DC расписаны на годы вперед, вселенные расширяются, полки магазинов завалены мерчендайзом. Другой вопрос, что вся эта катавасия по стандартной схеме “Распечатываем пачку героев, высыпаем их на злодея, устраиваем фейерверк с тремя грузовиками реквизитных гильз” уже поддостал более или менее всех. В этом смысле “Доктор Стрэндж” со старта входит в положение зрителя, и это похвально. Зубодробилку выдернули из розетки, вместо падающих небоскребов – горящие свечи, благовония и прочая азиатщина.
Вообще говоря, визуальная часть – то, с чем Marvel не прогадали ни разу. Команда добрых магов во главе со Суинтон, и злых, с предводителем в лице инфернального Мадса Миккельсена, крутят и вертят городами, словно Кубиком Рубика. И видишь вроде бы не впервые, и Нолан вспоминается, но на контрасте с привычной марвеловской каруселью работает безотказно. Да это, благо, не единственное, чем может похвастаться внешняя часть картины – режиссер Скотт Дерриксон и команда не пытаются просто выкрутить CGI на максимум, а превращают картинку в аттракцион с порталами и психоделикой, смотреть в IMAX стоит уже из-за этого.
Другой вопрос, что взяв в режиссеры автора неприметных “Шести демонов Эмили Роуз” и “Дня, когда Земля остановилась” Скотта Дерриксона, продюсеры картины почти полностью избавили “Стрэнджа” от какого-либо заметного авторского стиля. Дерриксон не пытается выделиться и играет по скучным правилам индустрии. От этого повествование в “Докторе Стрэндже” развивается слишком уж канонично: сперва герой – выскочка и ни во что не верит, вот его бьет жизнь и он начинает верить, вот становится супергероем и воюет с нечистью. Вся эта схема читается с самого начала и не удивляет ровным счетом ничем. Особенно сильно это ощущается на фоне гораздо более изобретательных марвеловских франшиз последних лет – “Стражей галактики” и “Дэдпула”, которые вполне рельсовый жанр заставили играть новыми красками.
И все же “Доктор Стрэндж” оставляет позитивное впечатление. Во многом это происходит благодаря новому сеттингу, во многом – по причине отличного и неочевидного кастинга. Камбербэтч, Миккельсен, Суинтон – этих людей мы привыкли видеть в британских и европейских драмах, уж никак не в фильмах по комиксам. И если первые два дают привычную для себя классику – от заносчивого шерлокообразного выскочки до безэмоционального бондовского злодея – то Суинтон играет как в лучшие времена, попадание в образ тут в десятку.
Дерриксону удался прежде всего занимательный и красивый аттракцион – с новыми декорациями, акробатикой в стиле раннего Энга Ли, психоделическими 3D-трипами и душами, вылетающими из тел, чтобы утроить качели в другом измерении. В остальном “Доктор Стрэндж” идет по пути наименьшего сопротивления, а после всех экспериментов, которые случались в жанре за последние несколько лет, история про эгоцентриста, который приехал в Катманду и просто-напросто (да еще и так буквально) начал колдовать, выглядит не более чем приятной новинкой в плотном графике супергеройских экшнов. Впрочем, и на том спасибо.