Cпецпроекты

От слоненка Дамбо до Ворчуна: как украинский аниматор создал культовых мультгероев


0 1186 3
Владимир Тытла, чьи родители переехали в США из села Подгайцы в Тернопольской области, впоследствии был известен под именем Билл. Тот самый Билл, благодаря которому мир узнал гнома Ворчуна из «Белоснежки», слоненка Дамбо, злодея Стромболи из «Пиноккио» и многих других мультяшных героев.

Родители Владимира, Мария и Петр, были родом из небольшого села Подгайцы в Тернопольской области. Они эмигрировали в США, где в 1904 году у них родился сын. Мальчик с детства увлекался рисованием, а родители старались всячески поощрять его и поддерживать. В 9-летнем возрасте Владимир посетил показ короткого анимационного фильма «Динозавр Герти», созданного известным в то время карикатуристом и мультипликатором Уинзором Маккеем. Увиденное так впечатлило мальчика, что, по словам некоторых историков, изменило его жизнь навсегда.

Тытла учился в Нью-Йоркской школе промышленного дизайна, но в возрасте 16 лет утратил к учебе интерес и устроился работать в студию «Парамаунт», где писал титры. За это коллеги по ремеслу даже в шутку прозвали его «Tytla the Titler». Первый опыт мультипликатора Владимир получил, работая над популярной американской анимационной газетой-комиксом «Матт и Джеф». Там его заметили основатели будущей студии Terrytoons, пригласившие Владимира работать над героями мультфильма «Басни Эзопа».

В течении трех последующих лет Тытла становится знаковым аниматором и начинает финансово поддерживать семью. В то же время он осознает, что хочет стремится к высокому искусству, а мультипликация на такое звание тогда не претендовала и подавно. Поэтому он отправляется в Париж, где обучается рисованию и скульптуре. Изумленный красотой мировых шедевров, Тытла считает, что никогда не сможет создавать подобное искусство, из-за чего решает уничтожить большую часть своих произведений.

По возвращению в Штаты Владимир продолжает заниматься анимацией, и уже в 1934-м году его приглашают на работу в студию Уолта Диснея. Интересно, что Тытла долго сомневался, поскольку считался высокооплачиваемым специалистом в то время, когда вовсю царила Великая депрессия. Но единожды посетив Голливуд, он был настолько впечатлен, что согласился сменить работу на новую даже с меньшей заработной платой. Позже Владимир вспоминал, что поначалу больше всего его в студии впечатлили зеркала: они стояли повсюду, а сотрудники гримасничали, смотрясь в них, и изучали свою мимику, чтобы досконально передавать её персонажам.

vt-1

Одной из наиболее знаковых работ, созданных при участии Тытлы, считается «Белоснежка и семь гномов»: 3 года, 700 художников, более миллиона рисованных сцен. Бюджет мультфильма изначально составлял 500 тысяч долларов, но Дисней верил в его успех, поэтому одолжил еще 1,5 миллиона. И не прогадал – кассовые сборы составили 8 миллионов долларов. Что касается Владимира, то ему принадлежит авторство персонажа Ворчуна. Как позже писали документалисты, одной из любимых сцен аниматора стала та, где Белоснежка целует женоненавистника-гнома и он медленно расплывается в теплой улыбке, говорящей о его настоящих чувствах.

Другими знаковыми персонажами аниматора считаются кукловод Стромболи из «Пиноккио», Чернабог из «Фантазии» и слоненок с огромными ушами Дамбо. Интересно, что во время создания своих героев Тытла вдохновлялся реальными людьми. Иногда это были актеры, иногда – сам Уолт Дисней, а «живым примером» для Дамбо стал его сын Петр. Владимир часами наблюдал за тем, как 2-летний мальчик ведет себя, играет с другими, показывает свои чувства – и делал зарисовки. Мультфильм получился настолько трогательным, что уже десятки лет зрители часто не могут сдержать слез, смотря его.

С началом Второй мировой войны доходы студии резко сократились, многих иллюстраторов уволили. Тытла до сих пор оставался востребованным, но не смог не поддержать своих товарищей по ремеслу, которые вышли на страйк против Уолта Диснея, что привело к ссоре с ним. Работы становилось все меньше, жена аниматора долго болела, из-за чего было принято решение, о котором Владимир сожалел до конца своих дней – покинуть Голливуд и переехать жить на ферму в Коннектикуте.

Проблемы с поиском работы, отсутствие денег и упадок анимации привели к тому, что Владимир пережил несколько микроинсультов, утратил способность рисовать так же живо и ярко, как раньше. Кроме того, у него начались проблемы со зрением, что повергло художника в окончательную депрессию.

Адриенн, жена художника, позже говорила о том, что в нем не было ничего американского – он был очень чувствительным, заботливым, мог часами слушать украинскую народную музыку, танцевать, работать на земле.

За несколько месяцев до смерти Тытлу пригласили на церемонию открытия Монреальской мировой выставки анимационного кино, где в рамках отдельной программы был показан и мультфильм «Дамбо». Владимир боялся, что его уже никто не вспомнит, но после показа было объявлено, что в зале находится величайший аниматор своего времени. Когда прожектор нашел и осветил Тытлу, зал поднялся и взорвался аплодисментами. Близкие Владимира рассказывали позже, что он вспоминал этот момент как один из лучших в своей жизни.

 

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: