Спецпроєкти

Доктор Хаос: Хью Лори в новом сериале «Ченс»


Олесь Николенко рассказывает о новом сериале «Ченс», в котором Хью Лори снова играет доктора – и о том, каким образом это шоу напоминает «Во все тяжкие».

В сериале «Ченс» Хью Лори играет консультирующего психоневролога Элдона Ченса, который выслушивает сложных пациентов, проводит с ними тесты и направляет на дальнейшее лечение. Не в его правилах совать свой нос в чужие жизни и проявлять излишнюю эмпатию, хотя он частенько имеет дело с вопиющими случаями. К тому же, у доктора Ченса и своих проблем хватает.

Его бракоразводный процесс оказался затратным делом: хищные адвокаты требуют баснословную сумму в районе четверти миллиона долларов, что вынуждает Ченса пойти на крайние меры и в том числе задуматься о продаже любимой мебели. Ради этого он обращается в контору к Карлу (его играет Кларк Питерс, известный любителям умных сериалов по «Прослушке» и «Тримею»). У Карла есть помощник: огромный и немногословный мужчина по прозвищу Ди, с татуировкой за ухом, намекающей на его темное прошлое. Ди – кузнец и мастер своего дела, но еще у него имеется хобби: наказывать (физически) всяких проходимцев и мерзавцев.

cha_049

Параллельно к Ченсу направляют пациентку по имени Жаклин Блэкстоун, которая страдает от нетипичного раздвоения личности и своего мужа-абьюзера, работающего детективом в убойном отделе. Доктор, вопреки своей воле и принципам, вовлекается в историю этой пациентки, а затем доходит до черты, когда обратиться за помощью к Ди – единственный (как ему кажется) выход из ситуации. Так все и начинается: жизнь Ченса, которая и до этого, прямо скажем, была не сахар, и вовсе превращается в параноидальный кошмар.

Несмотря на классические уже штампы «кабельного телевидения» (художественное насилие, «сложная мораль» главного персонажа), сериал снят довольно старомодно. Это такой классический триллер, в котором герой традиционно сует свой нос туда, куда ему не следовало, а затем вынужден справляться с неприятными последствиями своего любопытства. Например, он приходит домой, видит следы чужого присутствия, заметно напрягается (мы напрягаемся вместе с ним), а в действительности оказывается, что это всего лишь его дочь неожиданно нагрянула в гости. Все обошлось, но беспокойство уже поселилось в душе.

chance_hugh_laurie_s01_e01_still_h_2016

В «Ченсе», к счастью, нет никакой новомодной мистики, готики, элементов психологического хоррора – это старорежимая история игры в «кошки-мышки», где есть некий Злодей, который не сразу вступает в прямую конфронтацию с главным героем, а устраивает ему загадочные подлянки и всячески треплет нервы. Испещренное возрастными морщинами, обеспокоенное, но все еще благородное лицо Хью Лори для этого жанра, как оказалось, подходит как нельзя лучше – и сериал, несмотря на то, что вряд ли его можно назвать выдающимся, действительно хочется смотреть взахлеб.

Помимо этого, сериал поднимает отличный вопрос о природе зла и моральных границах допустимого. Герой Хью Лори знает все о правилах субординации и о том, насколько порой чреваты попытки влезать в личную жизнь своих пациентов (в начале шоу нам даже намекают на то, что доктор Ченс на этом, вероятнее всего, уже обжигался – и не раз). Знает и о «непротивлении злу насилием», но приходит к выводу, что эта истина а не работает в современном мире. В этом разрезе «Ченс» можно сравнить с сериалом «Во все тяжкие», который тоже во многом был историей человека, сознательно заступившего за границы дозволенного.

cha_0375_rt

«Ченс» со старта получил заказ сразу на два сезона, что является еще одним аргументом в плане его идеологической схожести с «Во все тяжкие». Как мы помним, главная ценность истории Уолтера Уайта заключалась в непрерывных метаморфозах главного героя, в том, насколько он удобно трансформировал под свои нужды обстоятельства и объяснял самому себе самые сложные ситуации. Даже когда погибали невинные люди. Со старта мы видим, что Элдон Ченс ввязывается в мутную историю своей пациентки из-за искреннего желания помочь ей в лечении и обретении себя. Затем уже наблюдаем как в это желание подмешана доля романтики (которую доктор всеми силами отрицает). Понимая, что привычным путем Жаклин не поможешь (все попытки разбиваются о мужа-психопата, который довел ее до ручки), Ченс постепенно прислушивается к загадочному Ди, с его бойцовским подходом к решению проблем: либо ты, либо тебя. Не исключено, что, как и с Уолтером Уайтом, вся эта история может завести добропорядочного доктора слишком далеко, в такую точку, из которой уже будет невозможно проделать путь назад.

Радует еще и то, что онлайн-сервис Hulu, выпускающий этот сериал, соблюдает добрую традицию «серия раз в неделю», что заставляет ждать новый эпизод и вообще, потреблять эту историю порционно. Подход Netflix к делу (в день премьеры становится доступен сразу весь сезон), конечно, был революционным, но с ним нужно быть аккуратным. Не всякий сериал заслуживает «запойного просмотра» (binge-watching). В случае с «Ченсом» это бы точно существенно убавило долю его очарования.

Самое главное в этом сериале – это его старомодность. Нам могли бы показать очередной выхолощенный нуар, нечто в духе «Настоящего детектива», набросать в кабинет доктора Ченса книжек Юнга и Лакана, сделать из него экзистенциального интеллектуала, который с головой погружается в подполье своего города, населенное всякими извращенцами и темными тайнами. Вместо этого мы наблюдаем простую историю про умного мужика, который в довольно-таки простых дилеммах совершает «неправильный выбор», как будто сейчас середина нулевых и всего этого ренессанса кабельного ТВ не существует. Но в этом намеренном упрощении проглядывает попытка авторов сериала (среди них, к примеру, Александра Каннингем – шоураннер великих «Отчаянных домохозяек») найти новый способ рассказывать телеистории. Не перегружать зрителя символами, намеками, мистикой и мудреной философией, а по старинке увлечь зрелищем. Остается только пожелать им успехов в этом нелегком деле.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь