Спецпроєкти

На колесах: дальнобойщик Сергей Андрейчук


В новом спецпроекте «На колесах» bit.ua и сеть вкусных заправок ОККО рассказывают о людях, которые много времени проводят в дороге. В четвертом выпуске — Сергей Андрейчук, дальнобойщик с двадцатилетним стажем.

Сергей Андрейчук работает дальнобойщиком с 1996 года. Сначала были рейсы в Венгрию и Эстонию, теперь – по всей Европе. Сергей рассказал bit.ua о первых поездках за границу, дорожной романтике, неделях без общения и переменах, которые произошли на дорогах Украины за последние двадцать лет.

О том, с чего все началось, и первых поездках за границу

oh8a1893

Я работаю дальнобойщиком с 1996 года. Некоторые ищут в этой профессии романтики, идут в дальнобойщики, чтобы посмотреть мир. Таких водителей видно издалека: они ездят в перчатках, напыщенные, машина – чуть ли не дом на колесах. Я же рассматриваю эту работу как средство зарабатывания денег. Какая-то доля романтики, конечно, в этом есть: тебя спрашивают, где был, а ты – да практически везде! Но это все равно работа.

За границей я впервые побывал в 94-м году. Венгрия, все в диковинку. Первое, что бросилось в глаза – дороги. У них уже тогда они классные были. Потом почти год в Эстонию ездил, дальше – Финляндия. Из первого рейса приехал – глаза квадратные, голова кругом. Жене рассказываю: у них там все с мобильными телефонами ходят, и 7-летние дети, и 85-летние бабули. А это 95-й год. У нас тогда только у самых богатых мобильники были. Домой что везли: продукты, конфеты – оно все блестящее, в ярких упаковках. Как-то паллету ламината привез из Финляндии. На Лыбидской тогда валютный магазин был, туда отдал. Сейчас подозреваю, что это был первый ламинат в Украине. В Германию я попал, когда там уже евро были, а приятели на марки успели. Говорят, на сотню можно было две тележки еды купить – тарились по полной. Даже молоко везли. У него срок хранения год, но хорошее было. Если написано 3% жирности, значит, так оно и есть.

Удивляло не только качество жизни, но и люди. Помню, в Хельсинки остановился у женщины. Она сама из Питера, вышла замуж за финна и уехала. Захожу в парадное – темень, шаг делаю – свет включается. Я в шоке был. Они с мужем мне все показали, ключи оставили и уехали. У меня в голове не укладывалось, как это – оставить квартиру на чужого человека. А для них – в порядке вещей.

О длинных рейсах, городах и развлечениях в дороге

oh8a1908

Моя фирма базируется в Киеве, поэтому гружусь в Украине, а дальше – на Европу. Крайний рейс был во Францию через Чехию и Германию. Я провел в пути три недели и три дня. Так, конечно, не всегда, но средний рейс длится недели две. Однажды, очень давно, ехал в Одессу и взял с собой жену и маленькую дочку. Больше они с папой не просились. Женщине нужны теплый душ, комфорт. В Европе с этим проблем нет, а в Украине в те далекие времена обслуживание дальнобойщиков было не на лучшем уровне.

Главное развлечение в пути – это ноутбук. Обычно смотрю фильмы, которые дома качаю, когда есть время между выгрузкой и загрузкой, гуляю по городу. В этот рейс я стоял во Франции 4 дня. Два дня отдыхал от дороги, а в субботу и воскресенье немного погулял. В воскресенье, правда, Европа мертвая – все за город выезжают, супермаркеты, магазины – все закрыто. 

Выгрузки у меня в разных городах: и в столицах, и в маленьких. В Париже, например, я уже раз семь был, правда, Эйфелеву башню вблизи так и не видел. Только издалека. Въезжаю в город и сразу глазами ищу ее. Один раз с автобана заметил. Ребята рассказывали, в Париже есть промзона, куда каждые выходные приезжает наш эмигрант, набивает автобус и за 10 евро везет в центр, проводит экскурсии. Но я на него ни разу не попадал. Зато недавно почти всю Францию на машине объехал – зашел со стороны Саарбрюккена, это Германия, и закончил почти на океане. Природа замечательная, мосты, стоянки, маленькие древние города, села, села – очень красиво.

В украинских городах я не гуляю – времени нет. Да и загрузки обычно происходят не в самых привлекательных городах, часто в небольших поселках, а там и гулять особо негде. Один раз, правда, в Николаеве (тот, что во Львовской области) на рыбалку с коллегами ходили. До загрузки было два дня, делать нечего, пошли рыбу ловить.

О неделях без общения и тоске по дому

oh8a1938

Период с момента объявления рейса до момента пересечения границы с Европой для меня самый сложный – долго втягиваешься, за домом скучаешь. Но как только пересекаю границу, становится проще. Там я уже знаю, сколько времени уйдет на дорогу, на выгрузку, на обратный путь. Назад ехать спокойней – это же домой. У меня семья, дети, внучка уже есть. Жене все удивляются – как можно всю жизнь ждать? Дочь была маленькая, папу никогда в садике не видели. – Катюша, у тебя папа есть? – Да, есть. – А почему мы его никогда не видели? – Папа у нас командировочный. Дочка знала, что это моя работа, она любила, когда я приезжал – я всегда привозил ей какие-то гостинцы, подарки. У нас даже была коллекция обезьян – от самой маленькой до самой большой. Я их из каждого рейса привозил.

Без общения, конечно, сложно. У меня нет напарника, поэтому бывает неделю ни с кем не разговариваю. Во Франции есть дороги, на которых даже рация не ловит – никого не слышно. Зато какая радость, когда въезжаешь в Германию и начинаешь слышать коллег из Украины. Сигнал ловит на расстоянии 10 километров. Встретимся, мигнем друг другу и, пока не разъедемся, разговариваем. Обычно спрашиваем, как дорога, есть ли пробки, как дела, куда едешь. Часто это совершенно незнакомый тебе человек.

Как-то стоял на границе Люксембург – Германия и встретил наших ребят. Они уже давно в Европе живут, на прибалтов работают. Увидели киевские номера, подошли, на суп пригласили. А иногда никого из наших нет. Я английский не знаю, но если еще турок рядом стоит, прибалт, поляк, могу с ними на ломаном языке пообщаться – мы друг друга понимаем. А немцы, бельгийцы – те на своей волне. Они уже совсем европейцы. Хотя прибалты и поляки тоже друзья лишь до тех пор, пока своих рядом нет. Тогда охотно общаются. А если их двое, трое, то уже стараются отмежеваться.

Попутчиков я беру очень редко. Во-первых, у меня небольшая машина, вещи часто стоят прямо на пассажирском сидении. Во-вторых, это небезопасно, да и языковой барьер мешает. Вот в Украине как-то подвозил ребят. Стоят на Одесской трассе парень с девушкой, ливень, а они с рюкзаками тяжелыми. Жалко стало, подвез их до Киева. А вот дальнобойщиков всегда подвожу – это ведь такое братство, своим надо помогать.

о коллегах, стоянках и традициях

oh8a1948

Я уже двадцать лет в рейсах, многих знаю. Бывает, встретишься с кем-то взглядом на стоянке, и понимаешь, что знаешь человека, но не помнишь, где видел. А потом оказывается, что лет пять назад вместе в Роттердаме стояли у Мамы Чоли. Так называли стоянку, которой заведовала чернокожая женщина. Она была бесплатная, даже душ. Туда часто приезжали Свидетели Иеговы (там их просто “верующие” называли), привозили секонд-хенд мешками, в основном, детские вещи. Все аккуратное, чистое, выглаженное. Ребята сразу домой разбирали. Голландец часто приходил – сходит на рыбалку, лещей наловит и продает по одному евро. Пиво, водку приносил. А потом Мама Чоли умерла, и стоянку закрыли.

Есть платные места – стоянки-мотели. В Украине цена символическая – 30-40 гривен. За эти деньги получаешь паркоместо и туалет-умывальник. Душ оплачивается отдельно. Бывают даже паркинги, где постирать можно. Это я киевский и домой всегда попадаю, а есть люди, которые месяцами дома не бывают. А тут они отдают 5 килограмм вещей и за 20 гривен им стирают. Еще 20 стоит сушка.

У дальнобойщиков есть и свои традиции. Обычно это застолья, если время позволяет. Собираем на стол, у кого что есть, выносим баллоны, жарим, шкварим. Дальнобойщики, как правило, хорошие повара, готовить умеют.

О питании в дороге

oh8a2141

Еду чаще готовлю сам. У меня всегда с собой газовый баллон (он по принципу конфорки работает), кастрюли, сковородки, вилки-ложки, разделочные доски. В последней поездке, например, борщ варил. Ингредиенты из дома взял. Но чаще готовлю что-то простое и быстрое: вермишель, картошку, чай-кофе. Иногда заезжаю в придорожные кафе. Хорошие заведения можно определить по количеству фур рядом. Это места, проверенные годами. Там хорошо кормят и не дорого.

В Западной Европе еда стоит значительно дороже, поэтому продукты стараюсь покупать в Украине или в Польше. В Германии уже совсем другие цены – 10 евро за обед минимум. Загружаю холодильник так, чтобы и на обратный путь хватило. Командировочные не дают – у нас немного другая оплата. Дальнобойщик получает 10% от общего фракта.

О “кидалах” и грабежах на дороге

oh8a2100

Меня бог миловал – страшных историй со мной не случалось. Один раз попал на “кидал”, как их называли в то время, но ничего серьезного. В 90-х их много было. Подходит ко мне и говорит: “Поменяй 100 долларов. Я тебе одной бумажкой, а ты мне мелкими”. Меняемся, он часть денег прячет и говорит: “Ты неправильную сумму дал – смотри. Давай мои 100 долларов назад”. Хорошо, что я в фуре сидел, мне сверху видно было, как он часть денег спрятал, поэтому провести не удалось.

Еще было – машину вскрыли. Да так мелочно – три ящика пива вытащили. Вроде ГАИ рядом стояло, остановился буквально на полтора часа, прикемарнул. А местная шпана тент разрезала и обворовала. Но это нестрашная потеря. Сейчас вообще небезопасно ездить – время тяжелое, с кризисом много людей снова вышло на дороги, на ходу фуры вскрывают. По трассе Киев – Яготин некоторые компании вообще запретили движенье ночью, потому что опасно, грабежей много. Лихие 90-е потихоньку возвращаются.

Об Украинских дорогах и нелюбимых местах

oh8a1963

За 20 лет на украинских дорогах ничего не изменилось, а за последние два года – все. Украина хочет в Европу, а для этого нужно выполнить ряд условий. И одно из них – дороги и инфраструктура для дальнобойщиков. Стали стелить трассы, строить стоянки. Паркинги не всегда хорошие, многие не освещаются, хотя это обязательное условие, но они есть, и это уже хорошо.

Для меня самые нелюбимые места те, где плохие дороги. Если взять западное направление – Львов, Ужгород, Франковск, – то там с этим порядок. У меня знакомый грузился в Черновцах и оттуда до Львова за четыре часа не спеша доехал. А вот на востоке и в центре дороги плохие. Самое плачевное состояние в Кировоградской и Николаевской областях. Там есть места, где 60 километров можно 6 часов ехать. Все время в напряжении едешь: смотришь на дорогу, а там – ямы, ямы, ямы. Объехать, затормозить, объехать – только об этом и думаешь. От этого больше всего устаешь.

Об уроках, которые преподнесла дорога

oh8a1930

Дорога учит одному – собранности, обязательности. Если ты будешь игнорировать правила, дорога этого не простит, как бы пафосно это ни звучало.

 


 

Спланировать свой маршрут так, чтобы не остаться голодным и всегда иметь возможность взбодриться вкусным кофе во время путешествия, довольно просто. Автозаправочные комплексы ОККО насчитывают 400 кафе и 41 ресторан, которые удобно расположены по всей территории Украины, на большинстве автодорог. В ресторанах A la minute подают блюда украинской и европейской кухонь, в Pasta Mia — итальянской, а в Meiwei в Киеве— паназиатской. На каждой из заправок работает кафе, где можно выпить фирменный кофе из 100% арабики и вкусно перекусить, а также купить необходимые товары в дорогу. Все кафе и рестораны сети вкусных заправок ОККО работают круглосуточно. 

Фото: Дмитрий Ромас

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь