Объясните на пальцах: «Демон сидящий» Врубеля
В прошлый раз мы читали символы на полотне «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем» Поля Гогена, а сегодня узнаем, почему демоны Врубеля были столь человечными.
Серия картин о демонах началась у М. Врубеля со знакомства с одноименной поэмой М. Лермонтова. В 1891-м году художник создал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений автора, но история о сильной мятежной душе зацепила его больше всего. Вдохновленный Врубель удалился от ежедневных забот в имение Абрамцево, принадлежащее известному русскому меценату Савве Мамонтову, где и создал одну из наиболее впечатляющих своих картин – «Демон сидящий».
⇔
Современники не оценили мастерство Михаила Александровича. Одни считали, что Врубель не понимает творчества Лермонтова, другие обвиняли художника в странности манеры его письма. Лишь спустя несколько десятилетий и иллюстрации к книге, и сами картины были признаны великими.
⇔
История жизни Врубеля тесно переплетается с его творчеством. Иногда он говорил, что пишет мир таким, каким видит в своих снах. Это привело к многочисленным пересудам о том, что художник заключил сделку с потусторонними силами, что привело его к психиатрической больнице. Но сам Врубель гораздо большим наказанием считал потерю зрения. В 1906-м году он начал создавать портрет поэта В. Брюсова, а к окончанию работы уже почти не мог его видеть.
⇔
Что касается картины «Демон сидящий», то здесь Врубелю удалось сместить архаические смыслы. Он уходит от упрощенного образа «нечисти» или «черта», а показывает нам глубокий и прекрасный мир души, обреченной на вечную борьбу и страдания. Зритель не чувствует отторжения к персонажу, а наоборот – начинает сопереживать ему. Многие говорят о том, что творчество Врубеля – это результат его психического расстройства, но даже лечащий врач художника, психиатр Усольцев, настаивал, что именно картины были его связью, неким порталом в реальную жизнь.