Спецпроєкти

Vine RIP: почему умер популярный сервис коротких видео


Вайны - веселые прародители смешных видео в Instagram - официально перестали существовать в привычном для всех формате. Разбираемся, почему так получилось.

Сегодня, 17 января, не стало популярного приложения Vine — его заменит Vine Camera. В нем тоже можно будет записывать короткие зацикленные 6,5-секундные видео, но все остальные функции сервиса исчезнут. Готовый ролик вы сможете либо просто сохранить в телефоне, либо запостить в свой Twitter. Комьюнити любителей вайнов в приложении перестанет существовать.

Сервис был популярен во всем мире — еще в 2015 году им пользовалось 200 миллионов человек в месяц. Тем не менее в последнее время финансовые показатели ухудшились, конкурировать с другими платформами стало сложнее, а дела у Twitter — владельца Vine — идут неважно, поэтому приложение было решено закрыть. Но до определенного момента все развивалось очень быстро и многообещающе.

Секрет успеха – сервис воспринимали как платформу, где можно посоревноваться в своей креативности

История вайнов началась в 2012 году: идея принадлежит Дому Хофману, Расу Юсупову и Колину Кроллу. Но изначально она была проще — позволить пользователям делиться со своими друзьями моментами своей обычной жизни каждый день, записывая короткие ролики. Идея понравилась Twitter, который еще до запуска сервиса, в октябре 2012 года, купил будущее приложение у его создателей за 30 миллионов долларов.

Видео хотели сделать удобным дополнением к коротким текстовым постам в Twitter. Но вместо этого сразу после запуска Vine в январе 2013 года юзеры не просто ринулись скачивать новинку и снимать прозаичное приготовление утренних тостов. Они восприняли сервис как платформу, где можно посоревноваться в своей креативности и чувстве юмора. Основную роль сыграл формат: повторяющийся до бесконечности после окончания ролик напоминал GIF со звуком и заставлял пересматривать себя снова и снова. Опережая друг друга, пользователи начали воплощать самые странные идеи сюжетов в жизнь и выставлять их в ленту на всеобщее обозрение. Ординарным приложением-дополнением для твитов вайны так и не стали.

Такого поворота не ожидали и сами создатели. Но даже на этапе пробного запуска, когда вайны тестировали 10–15 человек, они уже начали экспериментировать с записью роликов. Это безусловный плюс: культурная ценность таких видео выше, смотреть их интереснее, что привлекало все больше и больше новых пользователей. Сначала можно было снимать видео только основной камерой, но несколько месяцев спустя разрешили и запись фронтальной камерой. После этого юзеров стало еще больше: многие стали использовать платформу для собственного пиара, но при этом создавали качественный контент, видео с полноценным монтажом и внезапной развязкой. В 2013 году начал выкладывать свои ролики с трюками Зак Кинг, который за свой креатив получил 4 миллиона фолловеров и полтора миллиарда просмотров.

Начинающий американский актер Пол Логан, публикуя ролики со смешными сюжетами и собой в главной роли, сумел набрать 4 миллиарда просмотров вайнов и вскоре начал зарабатывать по несколько сотен тысяч долларов за ролик, снятый для рекламы бренда — например, ему заплатили 200 тысяч долларов за рекламу Dunkin’ Donuts.

В апреле 2013-го Vine стал самым популярным бесплатным приложением для iOS, на 2014-й пришелся пик популярности для пользователей Android. Тогда же запустили веб-версию сервиса для просмотра и поиска роликов. После этого цифры начали снижаться: Instagram запустил свои 15-секундные видео, Snapchat — 10-секундные лайв-ролики. Характерно, что, несмотря на резко возросшую конкуренцию, Vine далеко не сразу отреагировал и запустил обновления, чтобы не отпускать пользователей. Только летом 2016 года было анонсировано, что теперь ролики продлевают до 140 секунд, за год до этого запустили Vine Music, но и это не помогло.

Из Twitter резко ушли все ключевые руководители

Разумеется, еще одной проблемой было финансирование — многие бренды, которые до этого активно платили за рекламу популярных вайн-блогеров, ушли на более популярные Instagram и Snapchat с сотнями тысяч пользователей в день. В то же время у Twitter начались проблемы с прибыльностью — пришлось провести реструктуризацию и уволить 350 сотрудников, то есть 9% общего штата. Под оптимизацию расходов компании попал и Vine: о том, что его закроют, объявили в октябре прошлого года.

Кроме того, в 2016-м из Twitter ушли четверо ключевых руководителей — продакт-менеджер Кевин Велл перешел в Instagram, операционный директор Адам Бейн также объявил об отставке, а за ним покинули пост вице-президент Джош МакФарланд и технический директор Адам Мессинджер. Им уже нашли замену, но материальные трудности и кризис все еще в силе. Закрытие Vine стало логичным решением для сокращения убытков. Об этом пользователей предупредили заранее: до сегодняшнего дня они могли скачивать на свой смартфон все нужные вайны, которые хранились в архиве в свободном доступе. Но уже сегодня и лента, и сообщество, и сами ролики недоступны.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь