Спецпроєкти

Как все поверили в зомби за 100 лет до “Ходячих мертвецов”


Выражением «Не выспался, хожу, как зомби» или шутками на тему зомби-апокалипсиса уже никого не удивишь, и мало кто задумывается о происхождении этого понятия. Разбираемся, с чего все начиналось и как развивалось.

Слово «зомби» корнями уходит в языки Западной Африки: ndzumbi означает «труп» на языке племени митсого из Габона, а nzambi — «дух покойника» на языке Конго. В современном написании слово впервые употребил поэт Роберт Саути в 1819 году. Само поверье пошло из представления о том, что колдуны могли воскрешать людей. И не просто воскрешать, а превращать умерших жертв в своих рабов без души и воли. Эта нехитрая концепция принадлежит сразу нескольким религиозным направлениям — больше всего говорят о влиянии вуду. В начале XVII века европейские рабовладельцы массово вывозили рабов из Африки на острова Вест-Индии, включая Кубу и Гаити, чтобы те работали на плантациях. При этом рабов заставляли становиться католиками: обряды и традиции смешивались, из этих сочетаний образовывались новые религии. Среди них — вуду на Гаити.

СМИ и литература

Долгое время слухи о зомби не выходили за пределы островов Карибского моря, но после оккупации Гаити Соединенными Штатами в 1915 году мистически-фэнтезийные рассказы о мертвецах, которые решили отомстить за свою смерть виновникам и поднялись из могил, стали все чаще появляться в журналах. Так как до этого в XIX веке на Гаити царил полный хаос, то и дело сообщалось о случаях каннибализма и жертвоприношениях, выбор такой тематики прессой был вполне очевидным. Позже слово «зомби» впервые появилось и в литературе. В 1929 году вышла книга «Остров магии» американского журналиста и путешественника Уильяма Сибрука.

В ней он рассказывает о жизни на Гаити и обрисовывает обряды вуду, включая целую главу о зомбировании. По словам главного героя книги, зомби становились бывшие рабы — их насильно с помощью обрядов оживляли для работы на полях даже после смерти. Сам автор не утверждал, что видел превращение напрямую, но описывал странные случаи из жизни на острове — например, как ночью на поле видел странных рабов, которые делали свое дело, уставившись на него страшным немигающим взглядом, как у покойников. Но он уточняет, что, скорее всего, они были просто истощенными работниками, которые сходили с ума. Именно это издание вызвало волну интереса СМИ и кинематографистов.

Еще один автор, который писал о ходячих мертвецах до того, как это стало мейнстримом, — американка Зара Херстон. В своей книге о Гаити Tell My Horse (1937 год) она не только утверждает, что зомби существуют, но и приводит доказательства. Женщина поверила, что во время своего путешествия на Гаити видела настоящего восставшего покойника и даже сфотографировала его. Позже выяснилось, что тот, кого доверчивая писательница приняла за зомби, страдал психическим заболеванием (именно на территории психиатрической клиники она его и встретила). Но свою внушительную порцию разговоров и слухов об оживающих мертвецах эта история все-таки принесла. В 50-х годах в США ввели цензуру для издателей на использование образов фантастических существ, включая зомби, и наступило временное затишье.

Кино

Впервые на большие экраны фильм о зомби вышел в 1932 году — это был американский White Zombie. Главного героя-колдуна в картине сыграл американский актер венгерского происхождения Бела Лугоши. Именно он был тем самым аутентичным Дракулой в одноименном фильме Тода Броунинга — съемки проходили на год раньше, в 1931-м. В «Белом зомби» речь идет о колдуне Легендере, который на Гаити совершает обряды и превращает мужчин в зомби, чтобы те работали с сахарным тростником. То есть за основу была взята тема из книги Сибрука. Фильм собрал в прокате 8 миллионов долларов, что по тем временам было огромным успехом. Дальше все продвигалось не с таким прогрессом — фильмы на эту же тему выходили, но были не слишком удачными. В 1936 году вышел американский ужастик «Восстание зомби», за ним — еще целый ряд похожих одноразовых картин, которые можно было различить только по названиям. В 1943-м на экраны выходит более удачный «Я гуляла с зомби» Жака Турнера. Почти через 60 лет по нему даже снимут римейк — фильм ужасов «Ритуал».

В 50-х годах в литературе и кино вошли в моду вариации и фантазии на тему космоса. Это повлияло и на зомби-тему: теперь мертвецами управляли пришельцы. В 1968 году в кинотеатрах запустили картину, которую сейчас считают классическим качественным фильмом ужасов, — «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Здесь есть и восставшие из могил мертвецы, которые массово убивают жителей американского городка, и космос: выясняется, что именно вернувшийся с Венеры космический аппарат — корень зла, заразивший радиацией покойников и заставивший их подняться. Ромеро вдохновлялся, кроме всего прочего, романом «Я — легенда» Ричарда Мэтисона. Именно по нему был снят фильм «Последний человек на Земле» в 1964 году, а в 2007-м — «Я — легенда» с Уиллом Смитом в главной роли. Фильм по стандартам той эпохи считался слишком кровавым и жестоким — Columbia Pictures даже побоялась за него браться. Но неожиданно для всех ужастик успешно прошел в кинотеатрах по всему миру и собрал 30 миллионов долларов в прокате. С тех пор на фильм, ставший классикой, несколько раз снимали римейки, а сам Ромеро после триумфа «Ночи» возвращался к этой плодотворной теме и снимал другие, менее успешные картины о зомби.

Кроме того, в 1966 году вышел британский фильм «Чума зомби» Андре Морелла. Его тоже можно считать классикой этого направления — по сюжету, врачу сообщают о непонятном заболевании, от которого умирают молодые люди в сельской местности. Когда он приезжает на место, чтобы помочь, понимает, что тайна кроется в мужчине, вернувшемся недавно с Гаити. Эти две картины и запустили моду на качественно снятые фильмы о зомби — на сегодняшний день в мире их насчитывается уже больше пятисот.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь