Спецпроєкти

Объясните на пальцах: «Танцевальный класс» Эдгара Дега


Редакция bit.ua продолжает рубрику о произведениях искусства, их зашифрованных символах и о том, что хотел сказать автор. В новом обзоре — «Танцевальный класс» Дега.

В прошлый раз мы разбирались, почему Клод Моне дважды изобразил на одном полотне жену и сына, а сегодня узнаем, почему Дега любил показывать неидеальную сторону балета.

Эдгара Дега причисляют к импрессионистам, хотя он всю жизнь отрицал свою принадлежность как к этому, так и к любому другому стилю живописи. Дега не любил пленэры, считая, что они рассеивают внимание, поэтому предпочитал творить исключительно в студии. И если большинство его коллег по цеху пытались передать изменчивость мира через изображение света и воздуха, то он акцентировался на движении. Так, среди излюбленных тем скачек, купальщиц и кафешантанов в списке художника появились еще и танцовщицы.

Не секрет, что многие артисты черпали вдохновение в танце и балете, перенося их на свои полотна, но подход к этому всегда был одинаковым. Балерины изображались в грациозных позах с одухотворенными лицами, чем больше напоминали существ фантастического, нежели реального мира. Дега же стал одержим тем, чтобы показать закулисье, мир танца без прикрас и заигрываний. На его полотнах девушки не только исполняют арабески, застывают в свете софитов или кружатся в платьях, но и потягиваются, зевают, скучают: то есть легко перескакивают из сценического образа в настоящую жизнь.

Интересно, что долгое время Дега не разрешали посещать репетиции балерин, а допускали только в пустые классы. Из-за этого художник был вынужден составлять цельную композицию из зарисовок танцовщиц, которые соглашались позировать ему по отдельности. С середины 1880 года он таки получил разрешение, что сразу сказалось на манере письма — оно стало более ярким, а костюмы девушек — выразительными, проработанными насыщенными цветами пастели.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram